В Сыктывкаре участник круглого стола «Коренные народы как объект воздействия чужеродной культуры на Русском Севере» обсудили конфликтную ситуацию, сложившуюся в Большеземельской тундре между оленеводами – коми и ненцами. Встреча состоялась в стенах Сыктывкарского госуниверситета 2 ноября.
Модератор круглого стола начальник управления по международной деятельности СыктГУ Ольга Алексеевич после просмотра фрагмента локументального фильма Александра Пивкина «Как я провел лето» о коми-ижемцах, живущих на Полярном Урале, поведала о конфликтной ситуации, возникшей в Воркутинском районе Коми в последние годы. По ее словам, нелегальные оленеводы-частники пасут свои стада на землях, арендованных у государства зарегистрированными оленеводческими хозяйствами, подрывая их кормовую базу, причем поголовье у частников сейчас превысило численность оленей в кооперативах. Особенно страдает от частников воркутинский сельхозкооператив «Красный Октябрь», доклад председателя которого Георгия Пасынкова модератор зачитала вслух ввиду отсутствия самого автора на встрече. Наибольшее беспокойство руководителей базирующихся в Коми оленеводческих хозяйств «Красный Октябрь» и «Оленевод» вызывают действия ненецких общин «Тыбертя» и «Ямб-то».
Особую озабоченность Г.Пасынкова и О.Алексеевич вызвало то обстоятельство, что частников настраивают не идти на переговоры баптисты, финансируемые, по их словам, с территории Украины. «Баптисты дестабилизируют ситуацию в регионе… Религиозное разобщение ведет к расколу среди ненцев, — подчеркнула О.Алексеевич, уточнив затем, что Г.Пасынков поддерживает отца Рафаила — представителя Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной церкви в Воркуте и его усилия по окормлению паствы в лоне православия. – Оленеводы-частники находятся под постоянным неусыпным контролем лидеров. Для протестантских течений характерно то, что они не позволяют мыслить продуктивно… Их призыв: «Моя земля, пасу где хочу».
«Баптисты имеют дорогостоящую технику… Ведут пропаганду на отрицание существующих законов… Внушают, что тундра – это земля, искони принадлежавшая оленеводам», — прозвучало в докладе Г.Пасынкова. Также сообщалось, что председатель «Тыбертя» Степан Валей и предприниматель Гущин организовали поток жалоб в различные инстанции с требованием предоставить частникам право выпасать оленей по своему усмотрению. Все эти жалобы получали аргументированные отказы, а прокуратура и суд требовали прекратить выпас на землях кооперативов – последнее такое решение в пользу «Красного Октября» воркутинский городской суд вынес в мае текущего года. Однако все эти решения и предписания частниками не исполняются.
Как отметила модератор, баптисты успешно действуют на стойбищах коренных народов Севера и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.
«Необходимо активизировать миссионерскую работу в регионе, на качественно новом уровне организовать социальную работу с коренными малочисленными народами Севера», — подчеркнула О.Алексеевич и предложила разработать программу поддержки КМНС, один из блоков которой будет предусматривать духовную работу с тундровиками.
О ситуации в тундре взялся рассказать вице-президент Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй», депутат Заксобрания Архангельской области Владислав Песков. По его словам, необходимо очень осторожно отнестись к этой ситуации, учитывая все исторические, социальные, правовые и психологические аспекты. «В 1940 году была мандала [вооруженное восстание ненцев против насильственной коллективизации и ломки традиционного уклада жизни, сопровождавшейся репрессиями в отношении родовой знати и шаманов. – прим. ред.] – люди эти репрессивные действия все еще помнят… Сейчас они стараются эту тему [в разговорах. – прим. ред.] не затрагивать, но ожидают что-то плохое… — поведал лидер «Ясавэй», намекнув на то, что нынешние оленеводы-частники Большеземельской тундры являются потомками репрессированных и укрывавшихся в тундре от репрессий ненцев, и потому они настроены против коллективных хозяйств и вмешательства государства в их жизнь. – Сейчас происходит освоение Арктики. Есть опасения, что эти кочевники пришли сюда в результате запуска Бованенковского месторождения, они пришли с Ямала. Когда происходит освоение месторождения, оленеводам предлагают перейти на оседлость. Но если у вас все устроено, согласитесь ли вы? С Ямала какая-то часть к родственникам могла перебраться».
В.Песков возмутился также тем, как эта ситуация подается в СМИ Коми. «В прессе республики читаю материалы: ненцы захватывают земли… Но это нагнетание межнационального конфликта!» — предостерег лидер «Ясавэй».
По его словам, впрочем, конфликт действительно существует, так как стада оленеводческих хозяйств в течение года кочуют с севера на юг и обратно по издавна определенным «коридорам» угодий, а олени частников перемещаются с востока на запад и обратно на восток.
Также он уточнил, что успех баптистов обусловлен их активностью и реальной помощью коренному населению: миссионер-баптист Николай Гончаров сам выучил ненецкий язык и в течение восьми лет плотно общался с оленеводами, его последователи перестали употреблять спиртное – бич народов Севера.
В.Песков напомнил о позитивном опыте работы с тундровиками советских времен, в частности, рассказал о «красных чумах», и предложил организовать аналогичный совместный межрегиональный проект, в который могли бы включиться Коми, НАО, ЯНАО, Архангельская область. Во времена СССР такие передвижные бригады ездили по тундре, оказывая медицинскую помощь, ведя социальную и культурную работу среди оленеводов и рыбаков. «Я лично заинтересован в том, чтобы оленеводы были объектом внимания, равноправными участниками процесса освоения Арктики – это не белое пятно, там люди живут. Совет Безопасности РФ еще в 1990-е годы обсуждал вопрос: присутствие КМНС на территории Арктики является основанием присутствия России на этих землях. Кто приехал сюда работать – они уедут. А оленеводы никуда не уйдут – коми-ижемцы, ненцы, саамы, ханты, манси», — подчеркнул он.
Заместитель министра национальной политики Коми Андрей Лазицкий сообщил, что по линии его ведомства оленеводам оказывается существенная поддержка, но для организованных хозяйств. «Проблема в оленеводах-частниках. Пока ихз статус не определен, не закреплены за ними земли – возможно, кто-то этим пользуется. Если с их стороны будет обращение, миннац не останется в стороне», — выразил он готовность решать проблему.
«Вообще, насколько используются земли «Красного Октября»? – поинтересовался В.Песков. – У нас была проблема с «Ямб-то», оказалось, что часть колхозов землю не используют, не ходят на зимние пастбища, например. Соответственно, можно эту землю изъять, перераспределить, выделить этой общине… Считаю также, не обсуждается вопрос об изъятии оленей через систему оленеубойных пунктов. Если частникам предложить сдать оленину за деньги – для них это интерес был бы. Оленье мясо можно сдать за 150 рублей килограмм – вот почему у них стада растут».
«Находятся ли частники под прессом, контролем баптистов?» — настаивала на обсуждении религиозного аспекта ситуации О.Алексеевич.
«Нет, ситуация в другой плоскости находится, — возразил вице-президент «Ясавэя». – Говорить, что украинские и какие-то еще организации за этим стоят – это не важно. Как в этом ключе действовать – надо сесть и обсудить».
«Ваш доклад акцентирует, что это религиозная проблема, а это, скорее, экономическая проблема», — поддержала его директор Издательского дома Коми Надежда Быковская.
Посетившие круглый стол сыктывкарский священник отец Пафнутий и молодой дьякон Иоанн все же попытались вернуть дискуссию к религиозной плоскости. Из зачитанного ими доклада отца Рафаила и отца Николая следовало, что построит православный храм в тундре для окормления оленеводов сложно, так как вряд ли удастся найти для этой цели спонсора. «Оленеводы должны взять это на себя – а нужно ли им это?» — вполне критично задались вопросом авторы доклада. Далее отмечалось, что и крещенные в православие или ушедшие в баптизм ненцы все равно в душе остаются язычниками. Необходимо командировать в тундру православного миссионера – желательно, ненца.
«Моя точка зрения как гражданина России: я бы не хотел, чтобы с Запада шло финансирование и это влияло на разложение нашего общества. Западный менталитет вносит в нашу русскую жизнь разброд и шатание. Конструктивного диалога с ними не получится. Они стойко стоят на своем. С нашей стороны, может, и есть терпимость, а с их — нет», — подытожил от себя Иоанн.
В.Песков еще раз напомнил, что нельзя насильно и слишком активно навязывать тундровикам православие, а равно и любую другую веру. В качестве примера он привел деятельность отца Вениамина, крестившего ненцев Большеземельской тундры в начале XIX века: поначалу его кампания шла относительно успешно, но затем священник решился сжечь почитаемых ненцами идолов на острове Вайгач, после чего ненцы наотрез отказывались общаться с православными священниками.
«Нашелся миссионер-баптист, но не нашелся православный миссионер… Вот пусть к нам в храм придут… Это консервативно», — указала на слабые места РПЦ Н.Быковская.
«В отличие от Свидетелей Иеговы мы не ходим по квартирам», — сопоставил подходы Православной церкви и протестантов отец Пафнутий.
«Может, это и плохо», — разочарованно высказалась Н.Быковская.
В.Песков предложил представителям Сыктывкарской и Воркутинской епархии выйти на контакт с епископом Архангельским и Холмогорским, а также с Нарьян-Марской и Мезенской епархией, чтобы договориться о совместных действиях и послать в тундру миссионера. В связи с этим он снова напомнил о советском опыте: «Когда был окружком, было указание – не менее 75 процентов времени работники должны проводить в тундре – и люди шли колхозы. Надо знать язык. Раньше приходишь в органы власти – и есть человек, который владеет языком. А сейчас национальный компонент из региональных органов власти исчезает… Раньше партактив требовал: как тебя взять на работу, если не знаешь ненецкого языка?»
«Если не знаешь коми языка?..» — поддержала его Н.Быковская.
«Как в Воркуте прошел этот суд? Может, человек не знает русский язык хорошо… Наша судебная система не готова принимать систему обычаев и традиций народа. Все ли было правильно сделано – мы не знаем», — отметил В.Песков.
В последовавшей дискуссии вице-президент «Ясавэя» все же настаивал на исключении из предлагаемого межрегионального проекта социально-культурного обслуживания тундровиков пункта о духовном, «чтобы это не воспринималось как миссия РПЦ».
Его поддержал председатель Межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Сергей Габов. «Пока не надо на себя брать это… Надо пока взять только социальные аспекты, не затрагивать ни национальный, ни духовный», — сказал он.
«Сегодня влияние православия на культуру коренных малочисленных народов Севера – не их родное. Надо оставить людям возможность выбора. Я видел, как в Псково-Печерском монастыре обращаются с народом сету – я там был – очень корректно, вежливо», — привел пример В.Песков.
«Если мы говорим о русском менталитете, то это менталитет православия. Если хотим другого, принимаем католичество и прочее…» — продолжал бороться с чужеродностью Иоанн.
На это В.Песков привел пример с православными саамами, сохраняющими принадлежность к РПЦ даже в зарубежных странах. «Боброфф, Романофф – они православные саамы, но их там не заставляют переходить в другую веру. У оленеводов-ненцев своя культура – ее невозможно другой заменить», — отметил он.
«А что делать с малыми народами, если они веруют неправославно?» — вопросил Иоанн, но его реплика уже не была услышана участниками дискуссии. «В следующем году миссия все равно будет», — не то предупредил, не то пригрозил дьякон. Уже по окончании встречи молодой дьякон сказал О.Алексеевич, что сам хочет поехать в миссионерскую поездку к ненцам.
Встреча закончилась не так, как хотелось организаторам, но идею совместного проекта по социокультурной работе среди тундровиков при поддержке соседних регионов все одобрили.