Совок, Хапок и Цапок: Три разновидности и три стадии российского капитализма

201329101558392648Говоря об идеологии русского социализма, которая еще только обретает отчетливые черты, рассмотрим и его антагониста – новорусский капитализм.

Во-первых, это – постсоветский бюрократический капитализм, чья колыбель – поздний брежневский СССР, справедливо руганный «Совок». Именно тогда партхозноменклатура, прикормленная ею часть интеллигенции, часть силовиков, в том числе «вооруженного отряда партии», чекистов, решила отбросить тяготивший ее идеологический балласт и стать не только распорядительницей, но и владелицей госсобственности. Цена, которой было заплачено за эти амбиции номенклатуры и ее клевретов – распад СССР, который попросту разделили меж собой республиканские «партхозактивы».

Совок обернулся большим Хапком. Понятно, что при разделе пирога под названием «советская экономика» преимущество имели начальники всех рангов, их отпрыски и прочая родня. Чтобы стать олигархом российского масштаба, надо было родиться сыном ответственного работника Внешторга или другой «шишки». Чтобы стать олигархом региональным, жениться на дочери председателя областного КУГИ. Комбинат уйдет в руки зятя; спустя много лет экс-начальник госимущества, тесть (тоже уже бывший) регионального олигарха бросится с моста в реку, не забыв прихватить с собой некие документы. Воды поглотили тайну первого миллиона… Вслед  за старой партийной номенклатурой и одновременно с комсомольской широким мутным потоком хлынули бандиты и подпольные дельцы.

Во-вторых, капитализм в постсоветской России – это результат большого Хапка. Это не тот классический копитализм, копивший состояния, отказывая себе во многом. Это именно Хапитализм, результат решительного рывка-кидка-хапка, вопреки всем моральным нормам и писаным законам. Он принципиально аморален и антитрадиционен. Это не старый добрый старообрядческий капитал со своей деловой этикой, не парсийский капитал Индии, живущий по заветам Заратустры, не ранний протестантский капитализм и даже не еврейский, базирующийся на выдержавших проверку временем принципах иудаизма. Это, безусловно, моральный регресс, даже если сравнивать его с нравами «дикого» купечества старых времен. В нем не действуют законы, но часто не соблюдаются и понятия.

В-третьих, этот капитализм антинационален, притом, что может быть очень даже националистичен. Он охотно жертвует на храм ворованные у народа деньги, с удовольствием играет в этом храме роль канделябра рядом с подельником-чиновником; он не прочь порассуждать о великой миссии России, которую бессовестно обирает, и о превосходстве русского народа, который считает за быдло. Он ввозит в Россию бесправных гастарбайтеров и финансирует шовинистические организации, которые гоняют иммигрантов.

Его миллиарды лежат в зарубежных банках, его дети учатся и живут за границей, он отдыхает в Куршавеле и покупает недвижимость в Англии. А совладельцами многих крупных компаний давно уже являются иностранцы.

61828655_1279804296_image006Его «культура» – гламур, шансон и телесериалы про ментов и бандитов. Он не любит русскую классическую литературу за то, что та «не создала ни одного положительного образа предпринимателя». Что на самом деле неправда и свидетельствует лишь о незнании им традиционной русской культуры. Вспомним хотя бы Мельникова-Печерского с его блестяще выписанным образом русского предпринимателя-старообрядца Потапа Максимовича Чапурина, которому противостоит аморальный и циничный делец Алексей Лохматый, настоящий пращур «новых русских». Обрюхатить дочку хозяина, выбиться в люди за его счет, а затем сделать своим должником и издеваться – поведение, вполне укладывающееся в моральный кодекс современного русского капитализма. Точно так же, как кидать деловых партнеров, мочить конкурентов, платить гроши работникам, не платить налоги, подкупать СМИ, чиновников, полицию и правосудие.

Добавим к сказанному, что новорусский капитализм происходит не столько от слова капитал, сколько от англоязычного «capital» (столица). Офисы крупнейших компаний, работающих в регионах, сосредоточены в Москве, куда стекаются доходы и где платятся налоги. Он презирает провинцию и при этом благоденствует за ее счет. Он боится пробуждения регионов, в котором вполне закономерно видит угрозу своему благоденствию, и потому устами наймитов кричит об угрозе сепаратизма.

Новорусский капитализм, выйдя из Совка и пройдя стадию первоначального Хапка, вступает в эпоху Цапка. Либеральные маски сброшены, надеты «русско-национальные». В телесериале «Станица» это прекрасно показано: казацкая униформа на плечах, крест на груди, волына в кармане, нагайка в руке – чтобы горячо любимый русский народ покорно вкалывал и не бунтовал. Вы хотели «истинно-русского» капитализма, без Абрамовичей и Махмудовых – что ж, вы его получите. Кубанским казакам – Цапки, поморам – бригада очередного «Пени», для Сибири или центрально России – свои хозяева. Другого русского капитализма не будет. Просто потому что давным-давно перевелись на Руси Морозовы и Мамонтовы, а новых не предвидится.

Демушкин и Белов-Поткин будут обслуживать отечественный хапитализм столь же усердно, как делают это Навальный и Немцов, Проханов и Кургинян – каждый по-своему, каждый для своего социально-политического сегмента.

Новорусский капитализм горой за централизованное бюрократическое государство: оно не мешает ему грабить страну, а его служителей можно подкупить. К чему ему все эти демократии, федерализмы и прочая хрень?33606442-61828653_1279804282_image005

По многим признакам, именно национализм станет новым идеологическим оформлением новорусского капитализма. Увы, значительная часть народа запросто проглотит эту ядовитую конфетку. Радуйся, россиянин: твой сын отправится гонять «черных» («ведь они же всю Россию заполонили»), разгонять пикеты против загрязнения окружающей среды или за честные выборы неподконтрольного всесильному олигарху мэра («ведь все протесты финансирует Госдеп, а демократию придумали жиды в масонской ложе»). А твоя дочка станет подстилкой богатого папика («зато заработает на учебу в университете, да и спит она с русским, а не с черным»). Прозрение придет, как водится, слишком поздно. До этого сквер перед твоим домом вырубят, чтобы построить очередной торговый центр, детскую площадку во дворе снесут, чтобы устроить на ее месте автостоянку, твой внук будет хворать, потому что вода, почва и воздух отравил комбинат, принадлежащим истинно-русскому хозяину. Наконец, тебя самого выселят вон как неплательщика. И некому будет заступиться за тебя, потому что навыки гражданской самоорганизации ты, как и миллионы соотечественников, давно утратил, а государство о тебе не заботится, обслуживая интересы олигархии.

Альтернативой дикому русскому капитализму может быть только русский народный социализм. Я говорю не о механическом возрождении старого народничества. Да и как его возродить в изначальном виде, когда классической русской общины, на которую возлагали надежду народники, давно нет, колхозы разрушены и разграблены… Новое народничество должно будет опираться на многообразные структуры гражданского общества: товарищества собственников жилья и советы территориального самоуправления, народные предприятия и потребительские артели, правозащитные объединения и экологические инициативы, этнические и религиозные общины, культурно-просветительские общества и историко-краеведческие организации, народные фронты и движения. Иного способа, чтобы сделать государство народным и социальным, нет.

1365747404_1292951951_b46d95fe40b69849c814e6d125e

Против воинствующего этнонационализма – евразийское братство народов.

Против антинародного капитализма в любом обличьи – народный социализм.

Против антинародной и продажной централистской государственности – регионализм (областничество), развитое местное самоуправление (земство).

Против диктата бюрократии – гражданское общество, демократия участия.

Анатолий Беднов

Вам также может понравиться

6 Комментариев

  1. 1

    Да-да, самое то в эпоху глобализации и агрессивного окружения (гляньте на Украину) рисовать благостную картинку из рыхлой структуры, непонятно чем скрепляемых регионов с узкоэгоистическими правителями, соперничающими друг перед другом ресурсами и силой (только чего? не армией же. Или армиями?). Вы забыли, Анатолий, главный ресурс любого общества — это Человек. Четвертьвековая антропологическая катастрофа вызвана тем, что этой проблемой перестал заниматься еще Н.С., а затем стал множиться человек Потребляющий, который включился в погоню за Западом, за чечевичной похлебкой и все сдал. Вот и Вы пишите не то, что хотите, а то, что заказывают. То о поморском народе. Потом не прошло. Теперь вот о регионализме. Пишите лучше об инфраструктуре, которая свяжет регионы и скорее уравняет их в экономическом плане. И не притягивайте всуе сюда ни Проханова, ни Кургиняна.

  2. 2
  3. 3

    Если бы о регионализме не упоминал, да не притягивал Проханова с Кургиняном, самых достойных солдат России в развязанной против нее информационной войне.

  4. 4

    Об инфраструктуре написано в статье о четырех И евразийской стратегии модернизации. А про «соперничество», «конкуренцию» регионов — это не к автору статьи, а к автору фразы Д.А.Медведеву. Нужно не соперничество, а сотрудничество в рамках экономических ассоциаций или макрорегионов. А «заказывает» такие материалы сама жизнь.

  5. 5

    На мой взгляд, уважаемый автор грешит схематизмом. Он не любит этнонационалистов и потому записывает их в одну компанию с капиталистами и врагами экологии. А реальность- то намного сложней. Есть и ультра- националисты, выступающие против Капитала. А есть и экологисты, обслуживающие интересы буржуинов. Что, разве не так?

  6. 6

    Есть такие, которые обслуживают — например, через участие в корпоративных конфликтах. Или некоторые специфические «защитники животных» — например, тюленей.

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>