Созвездие Лебедь (Права народов на недра)

Мы начинаем на портале «Центр Льва Гумилёва» сезон Новогодних сказок. Стартуем с эссе о белом колдовстве в Саха-Якутии и о превращении людей и городов в зверей и птиц…

Посвящается моему другу Дмитрию Федотову

Алмазные врата

Мы прилетели в Мирный в алмазную столицу России в кромешную рань. Когда после многочасового не-сна в самолёте и есть не хочется и думать и жить. Аэропорт презентовал собой нашу расейскую глушь. Не то чтобы я рассчитывал увидеть Йоханнесбург и аэропорт имени Тамбо, но… Алмазные ворота РФ оказались сродни среднерусскому автовокзалу. Семидесятых гг постройки и не ремонтировалась ни одна витрина, ни один буфетный столик. Всё сделано в СССР. И хорошее и плохое. Бриллиантовая пыль просочилась мимо причалов небесной гавани…
«Алроса» компания хоть и государственная, но давно уже не совсем российская. А после Initial Public Offering на бирже, чья она, поди догадайся?
Какими-то частями она принадлежит Oppenheimer Funds и Lazard. Ну и ещё много кому. С нерусскими и неякутскими фамилиями и юридическими адресами…
Официально Якутии и улусам, где ведётся добыча положены проценты с прибыли. Но в эти проценты я не верю.
Я увидел западный фасад Страны Саха, как вполне себе нищий край. Правда, такая же юдоль начинается за МКАД, По-Ту-Сторону-Москвы. Это одна и та же страна! В деревнях (наслегах) люди живут, как до прихода большевиков. Только те, кто сохранил хозяйства более менее живут. При коровах и молочке. Остальным — совсем трудно…
Но Якутия страна не только буржуев-колонизаторов. Изначально Якутия — улус богов. И странных людей-небожителей, процветающих по иную сторону палисада банального расейского беспредела. Нам к ним.
 
Узорник

Во сне тревожный шелест ресниц –

Послание мне из твоей вселенной.

Не бойся, в комнате мы одни,

И белый лебедь на твоих коленях…

(Михаил Борзыкин “Белый Лебедь”)

Узорник «Звериного стиля», чаемый полубог проявился.
В неожиданном месте – в селе Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха. В трёх часах езды от Мирного. Здесь когда-то жил якутский гений – певец, шаман и хореограф Сергей Зверев. Попросту «здесь жил Зверь» (фамилия переводится с саха как Кыыл Уол – «Зверь»).
Даже и не знаю, как меня сюда занесло. На край света русской сакральной географии. Только висел кукольный месяц на расцарапанном графитом театральном небе. Только стоял немыслимый холод. А в избе Зверева мороз лютовал, не смотря на музейный статус, изба стояла нетопленой и холод свил в комнатах змеиную яму. На стенах висели шаманский бубен, балалайка, баян. Всё как положено…
Зверь был шаманом и, говорят, любил оборачиваться в огромного Лебедя и летать, оглядывать окрестности, вытягивая длинную шею. Зверь имел двадцать пять детей. Чего мы про него так подробно?
Зверев создал и презентовал на Фестивале молодёжи и студентов 1957 года современный якутский танец. Вершиной его хореографического творчества, как автора и постановщика танцев, является танец «ОЇуордар» («Узоры»), впоследствии неоднократно исполнявшийся на сценах Москвы и других мировых центров культуры. Главным «узорником» предстал он – великан: человек из Инобытия. (Его при жизни называли так, как и должны называть Лебедя-шамана – «Посланником Небес»).
Пляс с этнографической точностью выражал характер народа.
Самобытное видение пластики помогло ему создать уникальные классические элементы якутского танца: «туос иhит ойуута» — берестяные узоры, «кўэттэhии» — движения, изображающие поддувание кузнечного горна, «балталаhыы» — имитация движений с кувалдой, «уруйдааhын» — движения при восхвалении верхних айыы, «тобук холбоон ойуу» — создание узоров соединенными коленями.
Шаман Зверев проговаривал метроном кукушки, хрипел суры Великого Ворона.
Бил крыльями по-лебединому.
Бубнил скороговорки и камлал, камлал, камлал…

И, о, да: пел осанну великому Ленину. От всех общин Востока.
Наш Танцор по-другому (по-другому, чем я) оглядывал мир. И тем он несказанно интересен. «Узорник» узрел Иную Москву.

В Москву

Когда меня спрашивают: «Как вам живётся в Москве?», – я отвечаю одинаково: «Как бактериям, как графитовым стержням в атомном реакторе. Вроде приспособились. Но не процветаем». «В Москву» утекает русский свет с неисчислимой скоростью, она укатывает Россию с вампирической жадностью.

Вот еще один день в компании зомби –

Попробуй улететь, попробуй вспомнить,

Каким был цвет её глаз…

Давай выживай, танцуй на коленях

Среди жирных машин и грязных денег –

Ты, единственный шанс…

(Михаил Борзыкин «Шанс»)


А Сергей Зверев пророчествовал об особой Москве. Он переводил слово с якутского, как «Мос Коба» – «Деревянная Лебёдушка». (1) Он обращал внимание на Москву с обратной стороны бытия, с Восточного Полюса планеты. Там действительно открываются «другие берега», океаны схлопываются в хлопковые палаты, а полярные огни – в кратеры золотых морей. В светоносной воздушной золе-заре реют рубиновые звёзды Кремля.

Царевна-Лебедь

И лебедь лёг у ног ея,

Как белоснежная змея.

Он, умирающий, молил

И деву страсти умилил.
(Велимир Хлебников «Венера и Шаман»)

В алхимии лебедь является символом второй стадии алхимического процесса — albedo (белое делание). В своих индоевропейских корнях «Альбедо» и «Лебедь» – одно и то же. Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.
Заправский танцор Кыыл Уол устроил вертёж вокруг обретённой Лебёдушки, словно князь Гвидон, разбрасывая комплименты-заклинания, как царские рубли из родовой монисты:

И ты достойна всех земных похвал!

Уруй, Москва!
Уруй-айхал!

И Царевна-Лебедь-Москва-1957 предпринимала ответный танец, любовный дансинг из поклонов, соединения ладоней, перьев, коленей.
Это сюжет для фантастического фильма. Или для фильма ужасов.
Где колдунья-москва обращала духов Луны в узорный лабиринт океана.
«Засыпай, охраняемый своим мужеством, будь счастлив от сознания, что ты человек, на которого ополчились волны!» (2)
«Мос коба»-1957 – «Деревянная Лебёдушка» – это ещё и ладья, блаженный корабль, восприимчивый ковчег. Движение такого корабля согласно Шарлю Бодлеру – это трепет птицы и надёжность умиротворения, детского ощущения родного дома: «Это гипотеза о существовании огромного существа, колоссального, сложно устроенного, но эвритмического, животного, исполненного гениальности, страдающего, познающего все людские горести и чаяния». (3)
«Мос коба» – резные сани с лебединой головой. Бешеные гонки на санях на Екатерину Санницу (7 декабря). На «Санницу» невесты выпекали колобки и катали его по белому убрусу. Колобок – это жёлтое солнце, дроблёное в муку в ступе семя, а убрус (платок, повойник) – небесное лоно. Так они символически магнетизировали своих женихов. А лебединые сани подхватывали молодых и увозили в магическую «Мос кобу», в пространство безмятежности. Мелили сугробы снежных шёлковых простыней…
Москва расцветает из якутского зазеркалья, струится в облаках как ладная и ласковая, горячая в розовых птицах-снежинках, в фате из камелий – счастливая дева!

Капитализм

Здесь прежде, помнится, зверинец был построен;

Здесь – помню – видел я среди холодной мглы,

Когда проснулся Труд и воздух был спокоен,

Но пыли целый смерч взвивался от метлы,
Больного лебедя; он вырвался из клетки

И, тщетно лапами сухую пыль скребя

И по сухим буграм свой пух роняя редкий,

Искал, раскрывши клюв, иссохшего ручья.

(Шарль Бодлер “Лебедь”)

Капитализм на Руси понимают неправильно. Это не «протестантская этика», усвоенная от честных бюргеров Голландии и Новой Англии. На Руси Капитал растёт из завета Ваньки Каина – первого русского «вора в законе».
У нас в Капитале видят гуннов, Бич Божий. Капитализм – есть превращение народа в «осла Апулея» по гневу богов.
Капитализм это «погружение в Звериное». Когда «Человек человеку – волк». Когда «умри ты сегодня, а я – завтра».
В русской этике, в отечественном мессианизме (как в его государственно-имперской версии, так и в народно-социалистической) западный капитализм, как морально-этическая норма оказался не предусмотрен. Главный идеолог «правых» Константин Победоносцев и главный идеолог «левых» Владимир Ленин сомкнулись в идейной ненависти к протестантской этике и капиталистическому способу производства. И в «русской высокой культуре» образ дельца-капиталиста окрашен в тёмные краски.

Кимберлитовые унитазы

В алмазных улусах Якутии, например, нет такого явления, как туалеты. Тема эта фиксирует время в котором прибывает Внутренняя Якутия — где-то к концу Гражданской войны.
Так-то есть, разумеется, куда ходить — в нужники. Там вместо золотых, алмазных да слюдяных унитазов, обещанных коммунистами — деревянные дыры и приборы из пенопласта, дабы совсем не примёрзнуть в -45, если по нужде. Вот они — наши подлинные кимберлитовые трубки!

Как говаривал герой Есенина в «Стране Негодяев»:

Я желаю в России в уборную,
А уборной в России нет!

И много чего ещё конечно нет. Зато люди в массе своей хорошие. И капиталисты-людоеды.
Каждый год «Алроса» выбирает чистаком «ярд» зелёных. Мы не будем, как профессор Преображенский рекомендовать им потратить этот миллиард «начав с собственных уборных». Дело вообще не в этом. А конечно же в капитализме российском, как явлении.
Когда одним айпо в Лондоне и алмазы в Антверпене. А другим — ледяные сортиры.
Не должно быть такой «Алросы» и не должно быть такого капитализма.
Люди простые в наслегах и в клубах, в школах и в музеях Мирного, Нюрбы и Сунтара говорили все, как на перебой одно и тоже: «Почему мы ничего не получаем от алмазов? От своих недр? Почему вообще ничего?» Это притом, что Россия собирается гнать якутский газ в Китай ударными темпами. Алжирская декларация прав народов 1971 года утверждает, что помимо прав на язык, образование и культурную автономию — народы обладают фундаментальным «правом на недра». Хотя современные буржуи пытаются эту тему замылить.
Но тема недр — это главная тема. И не только в Якутии, конечно, но и во всём государстве. Негодование рано или поздно вырвется наружу. Может быть завтра, а может через пятилетку. Но социальный взрыв под флагом «войны за недра» неминуемо произойдёт.

Чародея подстрелил

Чтобы закрепить капитализм в новейшей России, необходимо уничтожить русскую культуру. Опрокинув, разделив и упразднив парадигмы нашего мышления, можно организовать в Russia «полноценное» гражданское общество, буржуазное государство, построенное на монетаристских ценностях. Современные капиталисты в чиновничьих одинаковых пиджаках и в модных миланских должны знать, что главная опасность для них – это высокая русская культура. Националисты в пивных барах и торговцы рабами – «гастарбайтерами» должны отдавать себе отчёт, что есть нечто, кроющееся в подсознании и подразумевании, что обволакивает их со всех сторон, то что не при каких обстоятельствах не допустит реализации в России «миссии белого человека». Незримое и неосязаемое, обильно политое кровью революционеров и посыпанное солью этнографических экспедиций. Русская культура, верящая во всеединство мира и братство народов – это то что однажды сломает западный капитализм.
Капитализм – суть тяжкое испытание для наших народов. Ивовый водолаз-ракита погрузился в чернила зимней проруби, в чужое имя, в шубу страшного животного.
Но испытание несёт за собой и преображение. Съев гадюку-смерть, слив гнилую кровь капитала, убив в себе «Газпром», народ наш вернётся просветлённым и обелённым из побывки в концлагере. Сказка о Лебеде и Гвидоне — это сказка о ритуальном убийстве. В нашем случае Коршуна-Капитала.

Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
(Александр Пушкин)

По-Ту-Сторону-Зверя живёт Бог. И в законе метаморфоз – главная разгадка скифского звериного стиля. Финист-Ясный Сокол, ударится оземь, и станет пред нами Царевич.
«Нет больше проклятой колдуньи». Горит в очаге лягушачья шкура «Лукойла» и «Русского Аллюминия».
Пляшет и смеётся пред нами красавица «Мос Коба» — Царица-Москва.
Парит над Русью её красная косынка — покров Русского Социализма…

Ключ и Замок

Справедливое перераспределение сверхдоходов от добычи полезных ископаемых между гражданами, народами и семьями нашей страны — это главный политический внутренний вопрос. Это почти, как «вопрос о земле», приведший к Октябрьской Революции.
«Иван-Царевич», который сможет решить «вопрос о недрах» — станет для простого люда грядущим «Белым царём».

На гербе города Мирного находится Ключ, но не алмазный, а серебряный.
В эзотерических школах Запада и Востока Золотой ключ обозначает духовную власть, а Серебряный — власть земную. Права народа на недра — это основа политической власти в следующие десятилетия, это заводная пружина социальной жизни и справедливых преобразований. Это — Серебряный ключ от Руси.
Ключ найден. Осталось отогреть горячим дыханием залипший в лютой стуже замок.

Знаки Звёзд

Скифы-путешественники спускались по скрипучему в изморози крыльцу стандартной избы в наслеге Эльгяй… И светила выстроились вдоль Млечного Пути в специальный узор.
Земная этнография и биология проросли уранографией и звёздными войнами. От сильного боя космических слонов в сугробы падали якутские бриллианты. Набивай карманы!

Над «Домом Зверя» парило созвездие Лебедя. И это был всем приметам звериный Зверева знак. Он предвещал Зарю Востока. Возрождение Москвы с обратной стороны «русского глобуса».
Наверное сходно безумно радовался феноменолог Гастон Башляр, написав эссе «Миниатюра» о Мальчике-с-Пальчике и о яблоневых зёрнышках, где микроскопическое зёрнышко – суть маленькое солнышко.
Башляр наблюдал в подзорную трубу – Там – над созвездием Большой Медведицы яркую звёздочку «Мальчик-с-Пальчик». Именно «Там», согласно швейцарской сказке, восседает кормчий космической колесницы.
«Когда привычный образ разрастается до масштабов неба, нас вдруг охватывает чувство, что привычные предметы, соответственно, превращаются в миниатюры из какого-то другого мира», – предупреждает нас господин Башляр.
Если смотреть на столицу с Востока, с крыльца дома в Эльгяе – увидишь Москву Лебединую. Преображённую в «звериной шкуре» трагических испытаний. Любвеобильную и верную.
Крылатый град-тотем Утренней Звезды.
А если с Запада – узришь Москву Смерти, Нужды и Несчастья.
Выбирай, русский человек.

Белое колдовство

Иногда мне кажется, что это не эссе, а древняя молитва, заклинание на птичьем языке, эссе-ритуал. Есть древний якутский обряд воскрешения мертвеца, шамана, удаганки, тяжело больного. Голого шамана кладут на свежесодранную бересту. Танцоры-битисииты, юноши и девушки совершают обряд «поднимания», они оживляют шамана экстатической пляской, озорной весной возвращают к жизни, руду гонят по венам!
Звериный стиль Сергея Зверева:
Берестяные узоры танцующих человечков меняют код Умирающего Города. Под шансон на «Милицейской волне»: «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду…»
Но что это за процесс такой?
Что за комбинация: крыльцо-созвездие-столица?
Нормальное расколдовывание (околдовывание) города, обыденная практика, ныне почти забытая. Адресная рассылка птичьего ангелического вируса, от него молодеют, превращаются в поток света.
От отражений вестников в небесных зеркалах белые птицы-сани множатся: не одна лебедь, но стая – аполлоническое авиаплемя!
Лебеди-лебеди- бессчётные лебеди вместо чудовищ…
От лебединого шаманского семени мятежная душа Москвы беременеет. И Москва рожает целый выводок белых и чёрных лебедят.

Это было в Москве… Недосказ и молчанье —
В океанах киты, погружённые в сон.
Ленин — Красный Олень в новобрачном сказанье
Он пасётся меж строк, пьёт малиновый звон.
(Николай Клюев)

Павел Зарифуллин

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

1324576651_rrrrr26

 

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ссылки:

1. Таких изумительных лебедей запечатлел Николай Рерих во время тибетской экспедиции на пеналах народа хор-по: Юрий Рерих «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета»
2. Гастон Башляр «Поэтика пространства»
3. Шарль Бодлер «Дневники»

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

cygnus_constellation_uranographia_big

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>