В Одесском Национальном академическом театре оперы и балета 15 мая состоялась премьера балета «Крик» по роману Александра Зиновьева «Иди на Голгофу».
Не преувеличу – спектакль меня потряс. И постановкой, с которой впервые в своей творческой жизни выступил солист Большого театра, заслуженный артист Российской федерации Андрей Меркурьев, и блестящей, современной хореографией балетной труппы Одесского театра. Но главное всё же, не как, хоть это чрезвычайно важно, что такого минималистического искусства я давно не видел на одесской сцене…
Александр Зиновьев. Эту фамилию я запомнил по книге, изданной в «тамиздате» — «Зияющие высоты», это был сатирический роман, в котором мне чудилось влияние одесских ветров – сатиры И.Ильфа и Е.Петрова, метафор Ю.Олеши.
|
Чуть позже я узнал, что автор – доктор наук, профессор, философ и логик, что этот бой с советской системой , я бы сказал, смертный бой, предпринял академический ученый.
Виноват я. Мне не попадали в руки его последующие романы и трактаты. Лишь изредка статьи. Его выслали из СССР, его, широко раскрыв объятия, приняли в Германии, а он и там стал критиком – теперь уже капиталистического общества.
Разговариваю с вдовой А.Зиновьева, Ольгой Мироновной, прилетевшей в Одессу на премьеру.
— Так было устроено зрение Александра Александровича, он всегда умел повторить вслед за андерсоновским мальчиком: «А король-то голый!».
И вот это видение «голого короля» не позволило А.Зиновьеву, уже включенному в шорт-лист Нобелевской премии, получить эту почетную награду. Не думаю, что это расстроило его. Наград у него было великое множество. Но он, восстановленный в гражданстве СССР М.Горбачевым в 1990 году, лишь в 1999 году в знак протеста против бомбежек Югославии вернулся домой. И вновь, как критик новой системы, предложил читателям жесткие иронические тексты в связи с новыми реалиями. Не читал я «Иди на Голгофу», с боязнью шёл в театр, как можно сатиру выразить языком балета. А может ли вообще Зиновьев- прозаик быть не сатириком?
|
С радостью шёл в театр, несмотря на все сложности в отношениях России и Украины, культура оказывалась поверх барьеров у нее свои задачи, свой язык. Культура объединяет, а не раскалывает.
И представьте балет. Муки одинокой души. Вначале вольготно, по-свойски чувствующий себя человек, «среди своих», но с каждым шагом теряющий веру, что человек и толпа совместимы.
Какие только соблазны перед этой одинокой душой не раскрываются. И.естественно, девушка, которую не полюбить невозможно. И его двойник, я воспринимал его есенинским «Черным человеком», от которого также нужно было найти в себе силы оторваться.
Еще раз подчеркну – балет практически без декораций. Музыка, собранная из произведений ряда композиторов звучит в записи. Казалось бы, всё это должно тебе мешать, раздражать, отторгать. Но происходит чудо театра, ты вписываешься в эту условность и погружаешься в мир, созданный авторами либретто дочерью А.Зиновьева — художницей Полиной Зиновьевой и балетмейстером Андреем Меркурьевым.
Ты настолько веришь всему, что происходит на сцене, что танец рук главного героя, муки его тела, пытающегося найти свою душу, тебя околдовывают.
«Зияющие высоты» — когда-то написал А.Зиновьев. Я вполне понимаю тех, кто назвал вечер в память А.Зиновьева «Сияющие высоты».
Нет, не прозвучал крик со сцены, нет, не всплывала картины Э.Мунка, но крик был в каждом из нас, кто сидел в этом зале. Нас учили бороться за выживание своей души.
И вновь их разговора с Ольгой Мироновной Зиновьевой.
— Одна из последних фраз Александра Александровича была о том, что всё же человеку необходима утопия. Иначе он перестанет быть человеком.
Может быть, и вера в спасение собственной души – утопия?
Но от этой утопии, так талантливо представленной театром (главный балетмейстер Одесского театра, заслуженный артист России Юрий Васюченко) мне бы не хотелось уходить в любую антиутопию.
Да, действительно, все короли голые!
Да, действительно в толпе трудно сохранить себя как личность.
Но у каждого есть свой путь на Голгофу. Иди! Другого пути оставаться человеком нет.
Закончу словами Александра Зиновьева, которые с огромной трагической силой сумел воплотить Андрей Меркурьев:
«Свою роль я не выбирал, люди сами избрали ее для меня, сами навязали ее мне, постепенно и незаметно получилось так, что люди стали сами признавать во мне Учителя Праведности, Целителя Душ и Тел».
Это слова из романа «Иди на Голгофу».
Думаю, сколько людей пойдет на эту мировую премьеру, а она начинает свой путь по свету из нашего города. Сколько из них согласятся с автором и его героями. И даже если вначале их будет не много, всё равно прозвучит завет А.Зиновьева:
Спасите свои души!
Евгений Голубовский