Список коренных и малочисленных народов в Дагестане решили пересмотреть

В верхних эшелонах власти заметили нарушение закона в части отнесения в перечень коренных малочисленных народов (КМН) всего списка из 14 «титульных» народов Дагестана.

Об этом заявил глава Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в интервью «Дума ТВ». Он напомнил, что соответствующее постановление приняло российское правительство под председательством Михаила Касьянова в 2001 году. Оно в свою очередь приняло к сведению постановление Госсовета Дагестана 2000 года «О коренных малочисленных народах РД».

Согласно принятым постановлениям такой статус получили аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры и чеченцы-акинцы. Данные народы имели своих представителей в Госсовете республики (до прекращения его полномочий в 2006 году), на их языках выходят официальные издания, они представлены в школе (кроме татского языка).

Между тем, Гильмутдинов не прав, утверждая, что документы были приняты с нарушением федерального законодательства. Дело в том, что в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» для Дагестана была сделано специальное уточнение:

«Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Другое дело, что данное расширение закона совершенно безосновательно. А то, как предоставленным правом воспользовалась исполнительная власть Дагестана, может вызывать только недоумение. Однако правительство РФ согласилось с мнением Дагестана. Гильмутдинов объяснил такое решение особенностями политической ситуации в стране в то время. Однако почему-то такой правовой абсурд оставался незамеченным на протяжении многих лет, несмотря на многочисленные обращения представителей малочисленных народов, тех из них, которые оказались непредставленными и безуспешно боролись за получение статуса КМН, возможности изучать родной язык (включая подготовку педагогический кадров, издание учебников и методическое сопровождение) и другие права.


Общественные активисты, представляющие рутульцев (Вагаб Казибеков — слева) и катрухцев (Мамед Халилов — в центре)

Кстати, даже принятый список КМН Дагестана не вошел Единый перечень КМН РФ – они там не перечисляются. То есть от его наличия ни один народ Дагестана ничего не приобрел. Видимо, он служил целью заморозить сложившуюся этнополитическую ситуацию в республике. Об этом говорит тот факт, что в переписях населения 2002 и 2010 гг. непредставленные народы были включены в состав более многочисленных общностей, как и ранее. А официальная численность данных народов (учтенных в качестве субэтносов) была далека от реальной.

Сложно сказать, почему теперь обратили внимание на постановление 19-летней давности. Если для Дагестана отменят особый порядок, то вначале следует внести изменения в упомянутый выше закон, в котором, вопреки сегодняшним реалиям, до сих пор упоминается упраздненный Госсовет Дагестана.

В случае соблюдения статистического критерия (численность народа не должна превышать 50 тысяч человек) в перечень войдут лишь 4 народа, включенных в постановление (агулы, рутульцы, цахуры, возможно и ногайцы (но их численность в РФ в 2 раза превышает установленную планку). Зато он сильно расширится за счет включения по крайней мере 16-ти непредставленных народов (8 андийских народов, 5 – дидойских, арчинцев, кайтагцев и кубачинцев), к которым возможно добавятся катрухцы и терекеменцы.

И вот тут уже встанет вопрос реализации правовых механизмов, предусмотренных в законах о КМН. Наиболее непростым будет придание данным языкам официального статуса со всеми вытекающими оттуда обстоятельствами. Вот в этом заключается загадка: почему этот вопрос был поднят в то время, как государство отказалось от своих обязательств (закрепленных в Конституции и федеральных законов) в отношении языков народов РФ.

Таким образом, позиция Гильмутдинова рациональна и полезна, так как Дагестан давно следует привести в единое правовое русло в этом вопросе, что, несмотря на возникающие дополнительные сложности, значительно оздоровит межнациональные отношения в республике.
Амиль Саркаров

Источник: РИА ДЕРБЕНТ

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>