Судьба евразийских идей в постсоветский период

В наши дни, то есть в начале 20-х годов 21 века, увы, интерес к евразийству как к политической идеологии, кажется, понемногу падает – причем, не только в России, но и в Казахстане и в большинстве других республик, даже принадлежащих к Евразэс.

А ведь представители старшей генерации неоевразийцев – те, кому сейчас за 40-50 и кто проникся идеями евроазиатской природы российской цивилизации на границе советской и постсоветской эпох, помнят совсем другую ситуацию. Некогда было время, когда казалось, что еще немного — и евразийство станет государственной идеологией России (да и многих других республик бывшего СССР).

Книги классиков евразийства выходили приличными по тем временам тиражами, их статьи печатались в солидных журналах, академические «Вопросы философии» устраивали дискуссию о евразийстве, в которой участвовали самые именитые ученые, а неоевразийские публицисты не сходили со страниц популярных газет оппозиции. Отзвуки евразийских тезисов были слышны в программах самых разных партий – от «Нашего дома — Россия» до КПРФ.

Более того еще 15 лет назад в России было даже несколько партий на неоевразийской платформе: Евразийская партия Россия Абдул-Вахед Ниязова, партия «Евразия» Петра Суслова, Евразийская Партия – Союз патриотов России. Активны были дугинские Международное евразийское движение, Евразийский Союз молодежи. Чуть позже, в 10-е гг. появилось и развило разностороннюю деятельность движение «Молодая Евразия» Юрия Кофнера.

Большинство из этих партий сейчас сгинули. Про дугинское движение сейчас ничего не слышно. Сам Дугин создал центр консерватизма при МГУ и работает там. ЕСМ, кажется, прекратил существование. Юрий Кофнер стал экспертом Российского Совета по международным делам, издает аналитическое издание «Евразийские исследования» «Молодая Евразия». Ее Интернет-страницы почти не обновляются, а некоторые и вовсе исчезли.

Из старых евразийских организаций по-прежнему активен Центр им. Л.Н. Гумилева и движение «Новые скифы» Павла Зарифуллина и это – единственная радость на безрадостном фоне постсоветского евразийства.

В Казахстане схожая ситуация: формально «прагматическое евразийство» остается госидеологией, фактически — о нем почти не вспоминают. Из программы «партии власти» «Нур Вотан» исчезли евразийские лозунги, зато появились фразы, позволяющие говорить о развороте в сторону националистически-прагматической политики. Правительство провозгласило перевод письменности на латиницу, это тоже мало похоже на шаг к евразийской интеграции. Елбасы Назарбаев в 2013 говорил в Турции уже о тюркском, а не о евразийском единстве.

Евразийский экономический союз и ряд его дочерних организаций, созданные в 2014 году, также непонятно, живы или мертвы. Никаких признаков перерастания экономического союза в политический, на что надеялись идеологи неоевразийства, нет. Скорее наоборот, между бывшими республиками СССР стало еще больше противоречий и конфликтов. Евразийское движение на Украине разгромлено пришедшими к власти правыми националистами.

Есть только одно светлое пятно на карте постсоветской Евразии – Белоруссия, где недавно появилось русофильское белорусское евразийство, возглавляемое интересным политическим мыслителем – Алексеем Дзермантом.

Почему же евразийские идеи пока явно теряют популярность? Мне думается, основные причины этого таковы. В России в начале 10-х начался рост русско-националистических настроений (вспомним «Манежку»), вызванных как мигрантофобией, так и просто углублением капитализма в России (а национализм – буржуазная идеология).

После Крыма-2014 лозунги националистов о «разделенном народе» стали звучать и из уст высших руководителей России. Некоторые идеологи нецдемов получили трибуну в федеральных газетах и на телеканалах, а отношение их к евразийству, как известно, не положительное.

В Казахстане также растут националистические настроения. В 1991 году, после распада СССР казахи составляли лишь 50% населения республики. Казахстан был многонациональным и идеология евразийства, как раз и созданная для удержания таких государств при помощи наднациональных идеалов, позволила Назарбаеву избежать этнических и гражданских столкновений. В 2020 году казахов уже было около 68%, а русских, около 18%. За постсоветский период многие русские и представители других народов уехали, а казахи со всего мира приезжали в республику по программам возвращения соотечественников. Понятно, что в почти моноэтнической республике лучше воспринимаются идеи национализма, а не идеи «братания» евразийских народов.

В целом в России и других республиках выросло уже поколение, которое воспринимает самостоятельное бытие их народов как норму и для которых распад СССР – не катастрофа, а данность. Поэтому особого стремления к возрождению евразийской сверхдержавы у них нет (а ведь неоевразийство 90—х и 00-х питалось соками ностальгии по СССР, евразийство зачастую рассматривалось как новое название для старого советского интернационализма).

Конечно, пройдя через искушение этнонационалимом, столкнувшись с проблемами, которые он рождает, новые русские, казахи и украинцы все равно придут к идеям неизбежности какой-то евразийской интеграции. Думаю, будет это еще лет через 10-20 (и дай Бог, чтоб этот «националистический период» истории Северной Евразии продлился не дольше и не привел к взрывам межэтнических столкновений). Когда все «объедятся» национализма, маятник общественных настроений снова качнется в сторону евразийства.

Но это будет, разумеется, совсем другое евразийство, непохожее ни на евразийства Савицкого, ни на евразийство Гумилева или Панарина (хотя элементы идеологем каждого из названых авторов в нем присутствовать будут). Нам пока трудно представить его черты.
Что же остается нам – евразийским интеллектуалам в эту эпоху евразийского безвременья? Мы должны сохранять и развивать евразийскую парадигму, работать в рамках кружков, центров, «фабрик мысли» — не на ближайшие политические задачи, а на перспективы. Нужно пытаться создать язык, методологию для нового или нео-неоевразийства.

Конечно, историю делают не отдельные личности, а большие социальные силы. Что они выберут из наработок эпохи евразийского кризиса мы не знаем. Но можно не сомневаться, наш труд не пропадет и наши мысли и тексты будут востребованы, когда начнется новая интеграция, новая сборка Евразии.

Рустем Вахитов

Вам также может понравиться

3 Комментариев

  1. 1

    Ну тут все по гумилеву : 1. Чем евразийцы отличаются от остальных? Ищите у Гумилева . В ясах чингисхана .
    2. Где моральное преимущество ? Кто наши враги ?
    Шизу что Амерекосы наши враги лучше не вспоминайте..
    Как там основной постулат степи _»не обмани доверившегося «.. если любое решение суда РФ береш и виден обман .. любое нормативно — правовое начинание депутатов анализируешь и полный развод … Евразийство как торговое сопровождение товара … а зачем его сопровождать … ?? … вещи надо самим на месте производить … Любой товарооборот связан с прибылью …а где прибыль там появляется Химера … Евразийство Суперэтнос не поборовший химеру …Евразийство это Ясы Чингисхана …
    Вот у зырян 1000 лет назад мужик украл корову … его односельчане убили .. так до сих пор об этом переживают …
    А тут РФ живет за счет воровства и пособничества … и создание благоприятных условий что бы это было системным поведением ..

  2. 2

    ЧТО НЕ ХВАТАЕТ ЕВРАЗИЙСТВУ ??? ИДЕИ !!! СКИФСТВО !!!!! да это идея .. Но в чем она заключается !!??? НОВЫМИ НОРМАМИ МАРАЛИ !!?? А ИХ НЕТ У СОВРЕМЕННОГО СКИФСТВО !!! они не могут отделить себя даже от чужеродных идеологических колониальных культурных наслоений … христианство , мусульманство и т. п. ВСЕ это перемешать В СКИФСТВО не возможно …. ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ САМОЙ ИДЕОЛОГИИ СКИФСТВА ….СКИФСТВО ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ ТУРАНА и ИРАНА В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД. Гумилев не даром сделал АКЦЕНТ на разную психологию империалистического ирана и анархистского турана … разные системы единобожия и атеистического эксплуатации девов…. НЕ могут поклонники девов ЯХВЫ и ИЕГОВЫ быть равными СКИФАМ атеистам …НАЧАЛО 20 века период национально освободительного движения народов СКИФИИ … тем и примечателен что изгоняли ПОПОВ и МУЛ…ЦЕРКВИ ДО СИХ ПОР В РУИНАХ….А это не спроста!!! не воспринимают скифы таких соседей от ПАПЫ РИМСКОГО (ИЛИ ПАТРИАРХА СТАМБУЛЬСКОГО) и осколки МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА — семитов — арабов…
    ВОЗРОДИТЬ СКИФСКУЮ КУЛЬТУРУ ???. ну на пример дать огласки , что до ПОПОВ уральские народы севера имели полноценную письменность … И КРОВАВЫЙ АДЕПТ ПРАВОСЛАВИЯ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ ВЫНУЖДЕН ПЕРВЫЕ ПЕРЕВОДЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕЛАТЬ НА ДРЕВНЕМ ЗЫРЯНСКОМ ПИСЬМЕННОМ НАСЛЕДИЕ … РАВНЫМ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ГЛАГОЛИЦЕ ПИСЬМЕННОМ ЯЗЫКЕ КОЛОНИЗАТОРОВ ГОТОВ — СЛАВЯН
    АРИАН — ХРИСТИАН.. ГОТОВ УЖЕ 1000 лет не было … а скифские пермские пасы существовали в 14 веке …ТАК ЧЕМУ НАДО УЧИТЬСЯ У ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОКЛОНЯТЬСЯ СИНАЙСКИМ БЕСАМ !!?? ЛЖИ И КОВАРСТВУ!!?? НУ НА ТО ОНИ И ЧЕРТИ !!!

  3. 3

    ЧТО НЕ ХВАТАЕТ ЕВРАЗИЙСТВУ??? ИДЕИ !!! СКИФСТВО !!!!! да это идея .. Но в чем она заключается !!??? НОВЫМИ НОРМАМИ МАРАЛИ !!?? А ИХ НЕТ У СОВРЕМЕННОГО СКИФСТВО !!! они не могут отделить себя даже от чужеродных идеологических колониальных культурных наслоений … христианство , мусульманство и т. п. ВСЕ это перемешать В СКИФСТВО не возможно …. ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ САМОЙ ИДЕОЛОГИИ СКИФСТВА ….СКИФСТВО ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ ТУРАНА и ИРАНА В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД. Гумилев не даром сделал АКЦЕНТ на разную психологию империалистического Ирана и анархистского Турана … разные системы !!! единобожия и атеистического эксплуатации девов…. НЕ могут поклонники девов ЯХВЫ и ИЕГОВЫ быть равными СКИФАМ атеистам …НАЧАЛО 20 века период национально освободительного движения народов СКИФИИ … тем и примечателен что изгоняли ПОПОВ и МУЛ…ЦЕРКВИ ДО СИХ ПОР В РУИНАХ….А это не спроста!!! не воспринимают скифы таких соседей от ПАПЫ РИМСКОГО (ИЛИ ПАТРИАРХА СТАМБУЛЬСКОГО) и осколки МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА — семитов — арабов…
    ВОЗРОДИТЬ СКИФСКУЮ КУЛЬТУРУ ???. ну на пример дать огласки , что до ПОПОВ уральские народы севера имели полноценную письменность … И КРОВАВЫЙ АДЕПТ ПРАВОСЛАВИЯ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ ВЫНУЖДЕН ПЕРВЫЕ ПЕРЕВОДЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕЛАТЬ НА ДРЕВНЕМ ЗЫРЯНСКОМ ПИСЬМЕННОМ НАСЛЕДИЕ — ПАСАХ … РАВНЫМ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ГЛАГОЛИЦЕ — ПИСЬМЕННОМ ЯЗЫКЕ КОЛОНИЗАТОРОВ ГОТОВ — СЛАВЯН — АРИАН — ХРИСТИАН.. ПОСТРОИВШИМ ФИЛИАЛ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ НА РУССКОЙ РАВНИНЕ .. ГОТОВ УЖЕ 1000 лет не было … а скифские пермские пасы существовали в 14 веке … ТАК ЧЕМУ НАДО УЧИТЬСЯ У ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОКЛОНЯТЬСЯ СИНАЙСКИМ БЕСАМ!!?? ЛЖИ И КОВАРСТВУ!!?? НУ НА ТО ОНИ И ЧЕРТИ!!!
    Удивляет как в наш просвещенный ВЕК история просветителя — ученного Исуса из Назарета объяснявшему соседям — фермерам Синая теорию вакуума или черной материи ????, как источника материального мира , превратилась в основу идеологии огромной административной конторы по построению различных империй на Евразийском континенте , с идеей сакральности любой власти ..!!!! ЛОЖ !! МИР не выдерживает столько лжи !!!
    СКИФСТВО ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ!!! НО лжи много …

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>