Священные места на Ямале, где живут местные боги, взяты под охрану государства

Цивилизация на Север пришла исторически недавно, и коренные жители Ямала до сих пор не растеряли своих древних религиозных и культурных традиций.  То, что для пришлого человека только экзотика, для аборигена – особый мир его веры. Ни один коренной ямалец не возьмет, например, со святилища даже самую малую вещицу, оставленную другими. Люди чужие этот закон соблюдают далеко не всегда. Именно поэтому “Хада пэ”, “Хорлор”, “Сэр-нго Ирико” и “Ямал хэ хэ” – священные места, где живут местные боги, взяты под охрану государства. На Ямале таких территорий 46. Что они значат для ханты, ненцев и коми?

Их редко посещают, они труднодоступны и священны. Сакральные этнические места Ямала. Северяне приносят сюда дары в надежде, что духи и боги исполнят желания, дадут защиту роду, семье. Совсем недавно в список объектов культурного наследия народов России вошли 11 святилищ. Четыре носят статус регионального значения – “Хада пэ” – “Старушка камень” в Приуральском районе, “Хорлор” — “Быка-оленя озеро” в Шурышкарском, “Сэр-нго Ирико” – “Старик ледяного острова” и “Ямал хэ хэ” — “Края Земли богиня” в Ямальском районе. Еще 7 территорий получили статус объектов культурного наследия муниципального значения. Каждое священное место обладает силой – верят северяне, а предметы, взятые оттуда – оберегают от плохого.

О каждом священном месте бытует поверье. К примеру, “Хаде пэ” — “старушка камень” связанно с почитанием верховного небесного божества Нума. И именно возле данного места молитвы, адресованные Нуму, доходят быстро. Одно из сильных и особо почитаемых мест — “Сэр-нго Ирико” – “Старик ледяного острова”, что расположено на острове Белый.

«В 1825 году архимандрит Вениамин на острове Вайгач сжег священные места, изображения идолов 400 штук. Легенда гласит, что бог переселился на остров Белый», — рассказывает Галина Харючи, автор монографии “Священные места в традиционной и современной культуре ненцев”.

Священные места — пример гармонии человека и природы. Особыми северяне признают гору, сопку, озеро, возле которых они чувствуют присутствие духа. Коми, ханты, ненцы признают личных, семейных и общенародных духов-хозяев территорий. Самые крупные сакральные места –  становища богов.

В священные места традиционно допускались мужчины, иногда дети. По пути до сакральных мест они проводили обряды очищения. Окуривали себя и оленей, чтобы прибыть сюда с чистой душой, сердцем и помыслами.

Время жертвоприношений и дарения предметов на священных местах — обычно весна и осень. Семья, потерявшая удачу, также просит помощи у сверхестественных сил. Духам преподносятся олени, лахтаки, медведи, лоскутки тканей, ленты, колокольчики, цепочки. «Шаман мог посвятить какую-либо девочку в невесты верховному божеству Нуму или определенному духу священного места. Символически конечно. В течение определенного периода времени она не могла выйти замуж», — поясняет Галина Харючи.

Родная земля поддержит, даст надежду, подпитает энергией веков. В этом уверены ненцы, коми, ханты. «Это уже приятно и хорошо, что есть святое место. Значит, на этой земле кто-то жил. Раньше мы жили, теперь вы живете, но это место имеет святость, может духовную, душевную опору иметь», — говорит Леонтий Тарагупта, исследователь языка и культуры ханты.

В священные места ранее не допускались чужаки, да и теперь попасть туда можно лишь с провожатым. Северяне боятся, что их разорят или уничтожат. Статус объектов культурного наследия дает этническим местам государственную защиту. Отныне в их границах не разрешается хозяйственная деятельность человека. И коренные северяне могут соприкасаться на заветных территориях с сакральным миром предков.

Источник: Вести Ямал

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>