Псковские Печоры в королевстве сету — Setomaa — считаются столицей. По преданию PEKO, главный бог сету, похоронен именно в подземельях Печорского монастыря. Рост у него как у сосны, сила медведя, стойкость оленя; родители у него — сету, а крестные мать и отец — Христос и Богородица. Прежде чем уйти в пещеры навсегда, бог PEKO воткнул на кургане свой посох, тот, конечно, пророс, и теперь там шумит дубовая роща. Об это мрассказывает orei в своем блоге.
Доныне сохранились у сету многие по-настоящему удивительные народные обряды, где христианские элементы тесно переплелись с языческими. Они всегда поклонялись священным рощам, хранили веру в силы природы и в души предков. И сейчас почитаемы старые сосны лаудсипедяйяд, жертвенные камни и лечебные источники, а фигурка Peko Jumal — древнего бога плодородия — надежно спрятана в темном месте (ритуалы, связанные с ним, сугубо мужская тайна).
В честь Пеко устраивались пиры до и после полевых работ — вкуснейшая желтая местная картошка, которую, кстати, тоже нужно охранять как культурный артефакт (да еще и очень полезный). От кривичей переняли балтские лакомства: толокняный кисель, молоко из семян конопли. К картошке подавали конопляное масло и целебный квас из ягод можжевельника. В эпосе «Пеко» его воспевают как короля Сетумаа. Он не столько богатырь, сколько полубог, двоюродный брат Гераклу и Илье Муромцу. Но пока король спит, Сетумаа будет под властью чужого правителя, поэтому-то сету каждый год и выбирают короля-наместника.
Стены Псково-Печерсколго монастыря, которые, по легенде народа сету, построил богатырь Корнила, до того как заснуть в подземелье под ними
Почитаем и богатырь Корнила, совершивший немало ратных подвигов во имя христианской веры и строящий стены Печорского монастыря. Его реальный прототип — преподобный Корнилий, принявший мученическую смерть от московского царя Ивана Грозного. Сету рассказывают, что богатырь, после отсечения головы царскими палачами, взял ее в руки, пришел в пещеры и улегся спать, предсказав, что восстанет на помощь людям, лишь если начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им монастырские стены (почти такое же предание есть у датчан, только их герой спит под замком Эльсинор и, говорят, вставал ненадолго в 1945 году).
Есть, конечно, и много веселых песен, нет только злых. А Христос, Дева Мария и апостолы действуют в былинах сету заодно с древними финно-угорскими Богами окружающей природы.
Существует гипотеза, что сету- осколок саамского народа, некогда кочевавшего далеко на юг от современной Лапландии.