Терроризм и межнациональные конфликты

Одним из инструментов регулирования глобальных политико-экономических процессов является террористическая деятельность. Ее изучению посвящено множество исследований, сделанных как специалистами из правоохранительной системы, так и гражданскими учеными. Результаты исследований регулярно приводятся в СМИ, и кроме того, что они весьма противоречивы, сказать на этот счет нечего.

08319f71b586В свое время В.В. Путин, находясь на посту Президента России заявил, что терроризм не имеет национальности. Видимо, религиозная принадлежность террористов в такой постановке вопроса также не имеет значения. Однако существует и еще одно иное мнение на этот счет, которое выражается следующей фразой: «не каждый мусульманин террорист, но каждый террорист – мусульманин». Кто же из них прав?

До 2004 года сомнений в России ни у кого не возникало. Национальный и религиозный аспект деятельности террористов был выведен на первый план. По всем каналам СМИ шли сводки террористической активности – шла война на Кавказе. Акты терроризма были громкими медийными событиями, они будоражили общественное мнение и направляли руководство страны на принятие серьезных управленческих решений. Практически все резонансные акции, согласно сообщениям СМИ, были совершены мусульманскими террористами, «ваххабитами», жителями Чеченской республики, участниками незаконных вооруженных формирований. Появился даже устойчивый речевой оборот – «чеченские террористы». Образ мусульманина-чеченца демонизировался, да и опыт общения с кавказским криминалитетом в 1990-е годы работал на негативное восприятие этого этнонима. На самом деле, в ряде совершенных тогда акций действительно принимали участие жители мятежной в то время республики. Однако и в те годы реальная проблема оказалась гораздо шире, чем противостояние свободолюбивой нации. Основываясь на одной и той же религиозной платформе, на так называемом «ваххабизме» (салафитский ислам, «чистый ислам», джихадизм – теперь названий для этого явления используется значительно больше), террористической деятельностью занимались представители совершенно разных национальностей. Борьбу за свободу Чечни вели карачаевцы (А. Гочияев, автор подрыва жилых домов в г. Москве), ингуши, кабардинцы. Так, в г. Москве активно действовала весьма многочисленная ячейка джамаата «Ярмук», штаб-квартира которого располагалась в Кабардино-Балкарии. «Ярмуковцы» участвовали в подготовке захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост», в осуществлении взрывов в московском метро (станции «Автозаводская» и «Рижская»), а также в ряде других менее известных акций. Участвовали в деятельности НВФ на территории Чечни и украинцы, и русские, и представители других национальностей. Например, П. Косолапов, обвиненный в совершении ДТА на Октябрьской железной дороге, А. Тихомиров (Саид Бурятский), посмертно обвиненный в аналогичном преступлении, без всякого сомнения являлись участниками НВФ. Однако, не смотря на национальные различия, все они были мусульманами, что только подтверждало последний из двух обсуждаемых тезисов – изначальная террористическая направленность Ислама.

Однако ближайшая история и здесь внесла свои коррективы. С 2005 года до марта 2010 года мусульмане не осуществили в г. Москве ни одного значимого и резонансного акта терроризма. Таким образом, можно было бы утверждать, что выявив всех членов конкретной организации в г. Москве и организовав их выезд за пределы региона, спецслужбы радикальным образом решили существовавшую в столице проблему. Так ли это?

В 2006 году произошел взрыв на Черкизовском рынке г. Москвы, более 10-ти человек погибло. Адскую машину собрали и привели в действие активисты праворадикальной организации, один из которых являлся на тот момент времени сотрудником спецслужб (прапорщик, служил в подразделении по охране объектов). Все террористы являлись русскими по национальности и православными по вероисповеданию (хотя к Русской православной церкви Московского Патриархата себя и не относили).

В том же году в Главном здании МГУ было обнаружено несработавшее, но подготовленное к действию мощное взрывное устройство. В январе 2007 года в том же Главном здании Университета аналогичное взрывное устройство было приведено в действие. Отсутствие человеческих жертв в этом случае скорее свидетельствует об удачном стечении обстоятельств, чем об отсутствии у террористов намерения покуситься на жизни из здоровье студентов ведущего ВУЗа страны, так как само здание получило весьма серьезные повреждения. ПО материалам следствия, кавказский след здесь однозначно отсутствует – использованные взрывные устройства имели весьма оригинальную конструкцию и содержали в себе материалы, которые невозможно синтезировать в кустарных условиях. Преступление до настоящего времени не раскрыто, хотя в сообщениях СМИ содержалась информация о причастности к их совершению активистов Национал-большевистской партии.

В 2008 году в г. Москве произошло несколько взрывов на рынках города, в торговых точках, принадлежащих приезжим, в православном храме, а также на железнодорожных путях. За их совершение задержано несколько молодых людей, неоязычников-родноверов, придерживающихся праворадикальных взглядов.

2009 год прошел относительно спокойно, а в марте 2010 года столицу вновь потряс взрыв, совершенный двумя дагестанскими террористками-смертницами — аварками. До этого момента, участие представителей народов Дагестана в террористической деятельности вне Северного Кавказа практически отсутствовало. Следующим резонансным актом терроризма стал взрыв смертника в аэропорту Домодедово.

Получается, что на смену одной разгромленной террористической группировке, действовавшей в городе Москве, приходит другая. Террористическая активность же в регионе проявляется непрерывно. Террористические ячейки используют совершенно разную идеологическую платформу, но тем не менее организуются по схожим принципам. Члены такого рода организаций могут принадлежать к разным национальностям, их вероисповедание также может различаться.

Таким образом, можно предположить о наличии в определенных общественных слоях потребности в существовании групп террористической направленности, социального заказа на терроризм, если этот термин применим к подобного рода явлению. Террористическая деятельность это, несомненно, одно из проявлений политической борьбы, ее наиболее острый и кровавый инструмент. Использование насилия в политических целях, собственно, и определяется как терроризм, и именно наличие политических требований при осуществлении насилия с юридической точки зрения отличает террориста от убийцы, вымогателя или хулигана или иного типа преступников.

Террористический акт является в современном мире информационным поводом, создающим у принимающих решение по политическим проблемам лиц определенное видение ситуации. После совершения террористического акта оставить ситуацию в стране, регионе, населенном пункте без изменений будет невозможно. С точки зрения теории рефлексивного управления, использование террористических актов для создания у объекта управления измененного образа окружающего «пространства» для принятия необходимого и предполагаемого решения является вполне обычным и весьма эффективным средством. Не принять меры к устранению последствий террористического акта невозможно, и, следовательно, объекту рефлексивного управления остается либо принять чужую игру, не осознав, что он является объектом управления, либо, осознав это, пытаться противостоять. Часто бывает так, что аффект, чувственное восприятие, преобладает над рассудком. Кажется, что пространство принятия решений сужено до коридора, шириной в полшага. В такой ситуации для политика очень важно оставить позади личное и руководствоваться исключительно интересами общественного блага. Например, Ж.Лакан во время студенческих волнений 1968 года, когда каждый порядочный француз ощущал свою сопричастность с восставшими, советовал своим последователям оставаться дома и не участвовать в протестных действиях. Когда кажется, что вся душа горит от обостренного чувства несправедливости, скорби и гнева, политику, да и любому здравомыслящему человеку необходимо сохранять объективность.

Сколько может продлиться живой интерес гражданина к резонансному событию, если он не поддерживается в СМИ? Несомненно, в современном обществе, где каждый из нас находится в своего рода информационном коконе: событие, выходящее за его рамки, остается в невоспринимаемой сознанием части памяти уже через несколько дней. Мало кто вспомнит сейчас, что в 2003 году произошел взрыв на станции метро «Белорусская», в результате которого, кроме одной норковой шубы, обошлось без пострадавших. Кроме того, этот взрыв не был совершен мусульманином – он шел вразрез с внедряемым в массовое сознание тезисом, в результате чего перестал упоминаться. Автором взрыва был И. Федорович[1], в то время – студент МАТХТ им. М.В. Ломоносова, активист движения «АКМ». Будучи талантливым химиком, Федорович самостоятельно изготавливал бомбы и взрывал их тоже самостоятельно, обосновывая свои действия необходимостью осуществления террористической борьбы с режимом по примеру революционеров-террористов 19 века. У него было несколько учеников, которые также имели навыки изготовления взрывчатки, однако их судьба вообще осталась вне поля зрения как общества, так и специалистов-правоохранителей. Сам Федорович был спустя некоторое время после осуществленных им взрывов арестован и помещен сначала в места лишения свободы, а после – в закрытую психиатрическую клинику. После принудительного лечения перестал лично участвовать в совершении подрывов, однако круг общения фактически не поменял, да и от идеологии, которую исповедовал, не отказался. Не перестал интересоваться политикой, в быту проявлял агрессию по отношению к окружающим. Общаясь в среде левых радикалов, имел авторитет у более молодых членов общественных движений.

В данной ситуации выдвинем гипотезу, что деятельность И. Федоровича до ареста была обусловлена не политической мотивацией, а его характерологическими особенностями. Обладая определенными паталогиями личности, испытывая потребность к реализации лидерских амбиций, а также способностями в конкретной области деятельности (химия, изготовление СВУ), он получил возможность самореализации в «революционной борьбе». Начав как индивидуальный активист, он через некоторое время почувствовал необходимость вступить в движение, куда пришел вместе с товарищами. Так как ему необходим был общественный резонанс, он совершал свои акции именно в политических целях. Знавшие его в тот период времени утверждают, что он с трудом налаживал социальные контакты, в особенности – с лицами противоположного пола. Возможно, в неудовлетворенном либидо и кроются причины его устойчивого интереса к общественной политической активности

Для иллюстрации рассмотрим аналогичный случай, произошедший в 2009 году. Молодой человек (назовем его Д.) совершил подрыв самодельного взрывного устройства в кафе «Шоколадница»[2]. Его история аналогична истории Федоровича И., однако личностные характеристики у него оказались несколько иными. В соответствии с особенностями личности, ему не требовалось общественного признания (он и без того имел успех у противоположного пола, сожительствовал с сверстницей). Не смотря на левые взгляды, ни в какой организации Д. не состоял, а являлся просто талантливым химиком – синтетиком, увлекался изготовлением СВУ. Подрыв бомбы в общественном месте он совершил только из интереса, взяв с собой на акцию свою сожительницу. Ей он как раз желал продемонстрировать собственные таланты. Предположим, что через удовлетворение либидозных потребностей, у юного подрывника не сформировались устремления к доминированию в группе, да и самого стремления участвовать в группе не было. Сравнивая условия социализации обоих юношей, обнаружим, что кроме увлечения химией взрывчатых веществ у них еще есть много общего. Оба воспитывались в неполных семьях со скромным достатком. Оба получили хорошее среднее образование, позволившее поступить в ВУЗы. Однако, И. Федорович не имел постоянного полового партнера, а Д. проживал вместе с девушкой из соседнего подъезда. Не смотря на всю напряженность социальной ситуации и высказываемые левацкие взгляды, Д. не участвовал в деятельность какой-либо партии, в его поступках политический подтекст отсутствовал.

Хотелось бы сделать предположение о наличии нескольких психотипов, обладатели которых склонны к участию в террористической деятельности. Выделим следующие типы:

— неудовлетворенные альфа-лидеры;

— ведомые участники, склонные к формированию аддикции;

Членство в радикальной (террористической) организации дает и той, и другой категории возможность удовлетворения имеющихся потребностей. Для первой категории через участие в организации реализуются лидерские амбиции, осуществляется уход из реального мира, реального социума в сконструированный искусственно «квазисоциум», где альфа-лидер реализует свои социальные амбиции. Таких людей немного, они являются наиболее опасными, так как из стремления к лидерству во всем они готовы к бесконечной радикализации своей группы. Вторая категория более многочисленная. Здесь мы наблюдаем большей частью лиц, нуждающихся во внешнем протекторате, не способным к самостоятельному принятию решений, им необходимо задавать цель движения. Вместе с тем, потребность привлечь к себе внимание, актуализировать свою социальную пассивность у них присутствует. Участие в группе повышает их самооценку, они не стремятся добиться абсолютного лидерства, довольствуясь своим преимущественным по отношению к окружающим положению. Дальше, уже в рамках этой подгруппы есть тоже разделение. Предположим, что суть его в глубине аддикции. Наиболее зависимые личности готовы к максимально радикальным поступкам. «Болото» – только участвует, содействует.

Рассмотрим примеры. Так называемые «шахидки», используемые исламистами в осуществлении суицидального террора – вариант сильной аддикции отношений, полного подчинения собственной воли интересам группы. Причины – статус отверженной в реальной социальной среде, сексуальная аддикция, любовная аддикция (связь с лидером группы), химическая аддикция (наркотизация). Возможно наличие комплекса проблем. К сожалению, даже посмертный психологический анализ бывает затруднен, чаще всего обстоятельства последних месяцев их жизни прояснить оказывается невозможно. Вместе с тем, лидеры групп, использующих шахидов сами, как правило, во время терактов не гибнут, участвуя только в их организации. Однако они, как правило, оказывают ожесточенное сопротивление при задержании и гибнут во время спецопераций по их нейтрализации.

Рассмотрев банды неонацистов, видим аналогичную ситуацию. Есть лидеры, не участвующие в противоправных акциях сами, и есть «боевики». Их удалось изучить более подробно, так как большинство из них попадает в руки правоохранительных структур живыми. Проведенное социально-психологическое исследование позволяет предположить, что у группы «боевиков» имеется схожий набор психологических черт, образующих единый синдром. Базовый набор характерологических особенностей таких людей описан в трудах исследователей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Э. Фромм). Дополнительно выяснено, что это люди с пониженными способностями к эмоциональному восприятию жизни, не склонные к эмпатии, ригидные. Они с легкостью принимают на веру дуалистическую концепцию мироустройства: черно-белую картину мира, поделенного на «Мы» и «Они». В непрекращающейся войне не на жизнь, а на смерть между всеблагими «Мы» и воплощением вселенского зла «Они» и проходит жизнь таких людей. Оказывается, им совершенно не важно, кто будет определен в качестве «Врага». Но самый легкий путь к размежеванию – это формирование ненависти по национальному или религиозному принципу. Такого «врага» легко узнать «в лицо», такой враг очевиден и доступен. Может показаться, что с таким врагом очень легко справиться. На такую наживку попались и отечетсвенные журналисты, лет десять-пятнадцать назад насаждавшие в СМИ образ врага-чеченца или врага-мусульманина. Однако теперь можно утверждать с уверенностью: терроризм национальности и вероисповедания не имеет.

Алексей Щеглов


[2] http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-studenty-vzorvali-shokoladnitsu-chtoby-posmotretj-/270424.html

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    «Нации» еврейское прикрытие. Их нет. В межнациональных конфликтах сговорившиеся криптоевреи убивают неевреев. Государства «малина», еврейские бандформирования. Неевреев, родившихся в Госсии, зачисляют в русские, на Украине – в кураинци. Но они всю жизнь находятся на положении гоев. Т.е. им по Талмуду не положены ни деньги, ни жильё, ни прочие «блага». Их непременно стараются смешать с евреями (с дегенератами) через браки.
    Пример: евреи дагестанцы убили русских, евреи таджики изнасиловали русскую девочку – русская еврейская милиция не реагирует. Т.н. «вооруженные силы» сформированы подлыми трусливыми евреями. Талмуд разрешает насиловать неевреек. В интернете можно найти картинку с медалью «Полиции 100 лет» и «Милиции 100 лет». Полиция РФ преемница милиции СССР. До революционного «конфликта» – царская полиция («царь» происходит от еврейской семьи, Чезаре), в СССР — милиция, в РФ — снова полиция. Прокол.
    Вооружились обманом и вон что вытворяют. Между прочим ни одно изобретение евреям не принадлежит.
    Официальная обманная общая численность евреев по всему миру всего 13 млн.
    На фотографиях в интернете одни евреи, 100%. Знакомься с типами подонков.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>