Вспышка коронавируса в мире и беспрецедентные карантинные меры, перевернувшие привычный образ жизни землян, среди прочего проверили готовность людей вести совместную деятельность через информационные сети, не встречаясь лично. Коснулось это и государственных руководителей, которые за несколько лет до того приготовили необходимую инфраструктуру и давно практиковали рабочие совещания с прямыми включениями из регионов или сложнейшие интерактивные пресс-конференции президента с участием миллионов граждан. Сегодня же дистанционная работа стремительно превращается в будни значительной части населения, меняется и её восприятие обществом: например, предлагается начать рассматривать именно дистанционное образование как основное, а очное образование как особое, редкое; или ожидается ещё более уверенная востребованность дистанционного управления операторами автоматическим оборудованием в промышленности.
Сейчас самое время проверить, не влияют ли эти обстоятельства на представление о столице государства, а также — в духе чрезвычайных перемен — смело предложить сценарий переноса столицы России как полезный и осуществимый в ближайшее историческое время.
НАЗНАЧЕНИЕ СТОЛИЦЫ
Обсуждаемое дистанционное общение работников по защищённым каналам связи на первый взгляд позволяет вообще отказаться от конкретного города и конкретных зданий привязки органов высшей власти государства: гораздо важнее, где находятся государственные сервера системы дистанционной работы, но и они могут использоваться целостной криптографической системой распределённо.
Получается, что особые здания для собраний высшей власти в каком-то городе стали, как минимум, не обязательны для подготовки и принятия решений. Однако они всегда были ещё и особыми местами обнародования этих решений, связывающих власть с управляемой ею землёй. Скажем, жители территории России знают, что есть столичный город Москва, в центре Москвы есть Красная Площадь, на площади стоит Кремль, за его стенами — дом, в доме — кабинет, в кабинете — рабочий стол, за столом — Президент, он же Верховный Главнокомандующий страны на случай войны.
А что тогда уж такое страна? Страна — это в первую очередь земля, с хозяйственной деятельности населения которой собираются налоги, а с пересечения границы которой собираются таможенные пошлины на содержание единой армии, защищающей это население от внешних угроз, в том числе на службу в армию призываются сами жители этой территории.
Так яснее видно, что столица государства занимает своё место в символической цепочке, соединяющей жителей страны и высшее руководство страны, причём, эта цепочка должна выдерживать испытание войной и иными угрозами для выживания жителей: страна в любом случае хотя бы мыслит столицу как свой центр, руководящий и особо охраняемый. И потому, даже если властные решения вырабатываются в распределённой сети, наличие символически заряженных мест, в которых ключевые решения обнародуются для придания им особой значимости, всё равно необходимо.
МНОГОСТОЛИЧЬЕ
Столичный город — это всего лишь тот город, в котором находится набор зданий высшей государственной власти. Причём, в древности это могло быть всего одно здание — дворец, потому что высшая государственная власть была сосредоточена в руках одного человека — например, царя. Современные государства с более сложными экономикой и общественной жизнью уже потребовали превращения единого дворца в набор зданий для множества людей, осуществляющих в совместной работе разные ветви высшей власти. Но все эти здания, как правило, находятся в одном городе — столице, и даже в одном квартале этого города, чтобы удобно было перемещаться между ними пешком.
Уже этот переход от одного дворцового здания, в котором собирается вся верховная власть сразу, к нескольким разным зданиям, в которых работают разные ветви верховной власти, содержит в себе возможность использовать несколько столичных городов, разместив в каждом из них только некоторые учреждения высшей власти. А если работники ветвей власти могут общаться по надёжно защищённому каналу связи быстрее, чем сходить в соседний кабинет в одном здании, то это ещё легче.
Но зачем? Существуют ли такие задачи государственного строительства, для которых нужны несколько столичных городов, только все вместе содержащие здания для собраний полной верховной власти государства?
ТРИ СТОЛИЦЫ ЕВРОСОЮЗА
Разберём один пример — ЕвроСоюз, потому что он наиболее современен и одновременно решал сложную задачу объединения развитых стран с большой историей военных конфликтов друг с другом, а также с него берёт пример Евразийский Экономический Союз, т.е. это своего рода современный стандарт построения больших союзных государств. У ЕвроСоюза три столицы:
Брюссель — столица исполнительной ветви власти,
Люксембург — столица судебной ветви власти,
Страсбург — столица законодательной ветви власти,
при этом встречи тематических комитетов законодателей проходят в Брюсселе, рядом с правительством, а секретариат законодательного собрания расположен в Люксембурге, рядом с судом, что можно трактовать как удобство для контроля за всеми ветвями власти со стороны законодателей — народных избранников
(а центробанк находится во Франкфурте-на-Майне).
ЕвроСоюз создавался в первую очередь как объединение Франции и Германии, и мы видим, что законодательная ветвь власти размещена во французском Страсбурге на самой границе с Германией, при этом центробанк единой валюты отдан на территорию Германии (а единая валюта создана на основе немецкой марки годами позже учреждения самого ЕвроСоюза); исполнительная власть размещена в Брюсселе в небольшой стране Бельгии по соседству с Францией, Германией, Нидерландами и Британией; суд же оставлен реликтовому княжеству Люксембург на полпути между Брюсселем и Страсбургом по прямой дороге (символ суда обычно весы с двумя чашами) — этот «столичный регион» обладает одной из лучших транспортных связностей в мире: скоростными железными дорогами и скоростными автострадами.
Всё это распределение и расположение пронизано таким отчётливым символизмом, что даже на карте линия из трёх столиц между Францией и Германией выглядит стежками шва, скрепляющего две главных европейских страны, враждовавших веками и, наконец, после двух страшнейших мировых войн на территории Европы примирившихся и объединившихся. Самая короткая справка о государственном устройстве ЕвроСоюза и географическом расположении его ветвей власти уже сообщает нам главный нерв и мечту о европейском единстве, а также особую роль франко-германской доброй воли. В этом выражается символическая работа столицы, и оказывается, что у союзного государства с помощью нескольких столиц лучше получается донести до жителей идею, вокруг которой все такие разные объединились в одну столь широкую страну. При этом, да, в регионе ещё и хороший транспорт, чтобы удобно ездить между столицами. Но по мере развития практик дистанционной работы требование символической эффективности к столице будет только расти.
ТРИ СТОЛИЦЫ РОССИИ
Итак, давайте примем три столицы для трёх ветвей власти как у ЕвроСоюза, рассказывающие уже своими историей и географией идею единства возглавляемых ими стран и народов, за современный стандарт столиц для широкого союзного государства. И найдём в качестве упражнения такие же три города для переноса столицы России из Москвы или для устройства столицы Евразийского Союза, если он вдруг из экономической фазы перейдёт в политическую.
При поиске отслеживалось, чтобы города были уже довольно развитыми (хотя бы миллионниками), находились в густонаселённой части России, но восточнее Москвы — ближе к Уралу и Сибири, были не меньше Москвы удалены от границ независимых государств, на которых возможна установка ракетных наступательных вооружений. Также хорошо, если города проявляли столичные притязания в прошлом, и идея переноса туда столицы высказывается какими-то местными общественниками.
Забавно, но в России довольно быстро находятся три возможных столичных города наподобие евросоюзовских, даже расстояние между которыми (по существующим автодорогам, а не по прямой) примерно те же 350 километров, что между Брюсселем и Страсбургом: это Нижний Новгород, Чебоксары и Казань!
Инфраструктурное развитие России перешло от модернизации трассы «Санкт-Петербург — Москва» к такой же модернизации трассы «Москва — Нижний Новгород — Казань»: Санкт-Петербург — столица прошлого, Москва — столица настоящего, почему бы Нижнему Новгороду, Чебоксарам и Казани не быть столицами будущего, раз они всё равно оказываются на лучшей дороге страны, легко связывающей их с главными экономическими центрами страны? Также перенос столицы восточнее подкрепит саму идею инфраструктурного развития на восток для лучшего связывания густонаселённых западных регионов с менее населёнными, но ресурсно богатыми и перспективными восточными регионами. Тем самым продолжится историческое смещение столицы Большой России от Санкт-Петербурга (при котором возникла континентальная империя) в Москву и далее.
Кроме того, три столицы следуют вдоль реки Волги, соединяющей густонаселённую часть страны с юга на север — Ярославль с Волгоградом. Таким образом, между тремя столицами будет усиленно развиваться речной транспорт, окажущий стимулирующее влияние на поездки по всей Волге и на развитие речного транспорта по всей России.
Символическая работа Нижнего Новгорода, Чебоксар, Казани отличается по смыслу от символической работы Брюсселя, Люксембурга, Страсбурга, но просматривается не менее отчётливо.
Прежде всего, это не скрепляющий две равновеликих половины шов, а скрепляющий далёкие запад и восток трос — растягивание столицы вдоль страны, чтобы окраины стали хоть чуточку ближе к одной из столиц. Регионы России не нужно уговаривать объединиться, они хотят быть вместе, но задача состоит в том, чтобы им стало легче быть вместе, несмотря на огромные расстояния.
Однако можно усмотреть и тень европейской проблематики межнационального единства: Казань представляет тюркские народы Поволжья, шире — все тюркские народы, с которыми славянское большинство граждан России тесно взаимодействует от Турции до Средней Азии. Между славянскими и тюркскими народами были кровопролитные войны, правда, в гораздо более далёком прошлом, чем между французами и германцами. Казахстан и Киргизия входят в Евразийский Экономический Союз, так что предлагаемые три столицы могут рассматриваться не в качестве столиц России, а в качестве столиц Евразийского Союза с большей долей тюркского и исламского населения. Среди жителей Казани на 1 татарина приходится 1 русский. Казань выглядит вполне удачным местом для размещения, как минимум, Совета Федерации, если не подражать ЕвроСоюзу буквально.
Чебоксары — столица Чувашии, а чувашский язык является древним и последним живым языком булгарской группы тюркских языков. Сами чуваши, будучи тюрками, исповедуют преимущественно православие. Среди жителей Чебоксар на 2 чувашей приходится 1 русский. Удивительным образом перед нами поволжский аналог реликтового княжества Люксембург: чем-то особенно древний, неприметный, культурно равноудалённый от большой разнообразной страны. Судебная власть, которую предлагается олицетворять Чебоксарам, не должна находиться под влиянием сильнейших, но должна иметь свою особую стать, гордость, непреклонность.
Наконец, Нижний Новгород уже вершил судьбу российской государственности, собрав ополчение Минина и Пожарского против польского вторжения, которое привело к выборам и воцарению династии Романовых. В постсоветской России уже отмечается праздник «День народного единства» 4 ноября в память о тех событиях — по сути, в память о перезапуске большой государственности по воле и под опекой именно Нижнего Новгорода. Стоит отметить, что если Великий Новгород является историческим символом вечевой демократии торгового города, упорно противостоящего царской власти, то крупнейшее вмешательство Нижнего Новгорода в историю страны связано с чрезвычайным народовластием, восстанавливающим законную и признанную царскую власть, прекращая Смуту. Можно сказать, что у Нижнего Новгорода примерно одинаково хорошая репутация как у сторонников демократии, так и у сторонников авторитаризма. А ведь процветающему государству нужно уметь решать проблемы, для которых необходимы и те, и другие подходы.
Обобщая перечисленную символику, можно сказать, что Казань — столица собирания многонационального Союза: его территориальных субъектов и его граждан (их демократических представителей); Нижний Новгород — столица сбалансированной исполнительной власти, уважающей демократические институты не меньше, чем хорошую централизованную работу; Чебоксары — в некотором смысле подлинный, но скромный центр государства, где в экзотической тиши поддерживается конституционный правопорядок судебными властями.
Виктор Лещиков
В оформлении использована картины художников этнофутуристов Георгия Фомирякова и Павла Микушева