Тупик как перспектива. Будущее Донбасса на примере конфликтов в СНГ

Практически все недавние события, убедительно доказывают, что ситуация на Донбассе ещё далека от окончательного урегулирования, а предпосылки для скорого нахождения консенсуса по мирному плану решения конфликта отсутствуют.

Среди последних событий на Донбассе следует выделить слухи о возможной паспортизации ДНР, а также отсрочку по изменениям в Конституцию Украины относительно так называемого «особого статуса Донбасса». Эти действия сторон конфликт наглядно показывают отсутствие предпосылок для скорого нахождения консенсуса по мирному плану решения конфликта. Минские соглашения, которые по мнению многих экспертов и политиков должны были быть «дорожной картой» решения конфликта на Востоке Украины остаются невыполненными. Ситуация на Донбассе всё больше и больше вынуждает обращаться к изучению похожих конфликтов, особенно на территории бывшего СССР. К слову, некоторые официальные лица уже заявили о возможности заморозки конфликта на Донбассе по примеру Приднестровья, Абхазии и Карабахе. Насколько подобные заявления убедительны исходя из реалий, которые сложились сейчас на Донбассе?

Карабахская война и Бишкекский протокол

Карабский конфликт был одним из самых кровопролитных на территории бывшего союза и который окончился подписанием Бишкекского протокола. Формально этот небольшой по содержанию документ положил конец Карабахской войне, но полностью не урегулировал Нагорно-Карабахский конфликт. Важно отметить, что он был подписан официальными лицами Армении и Азербайджана. В рамках международной помощи по урегулированию этого конфликта, была создана Минская группа ОБСЕ. Сопредседателями группы стали США, РФ и Франция. Туда также впоследствии вошли представители Швеции, Белоруссии, Финляндии, Италии, Германии, Турции, Армении и Азербайджана.  Несмотря на многочисленные международные попытки по решению этого многолетнего спора между азербайджанцами и армянами, конфликт до сих пор не урегулирован. Хотя в 2007 году наметился определённый прогресс по этому вопросу, когда были разработаны Мадридские принципы урегулирования конфликта. В соответствии с этими принципами, неконтролируемой сейчас Азербайджаном территории должен был быть предоставлен временный статус до проведения референдума. Однако Азербайджан отклонил эти принципы и таким образом ситуация снова зашла в тупик. В настоящее время в этой горячей точке периодически возникают перестрелки и гибнут люди.

Среди основных причин тупиковой ситуации в этом конфликт является этнический характер самого противостояния и принципиальность позиций его сторон. Конфликт имеет в себе историческую предпосылку и давнюю историю. Ещё один важный урок, который нужно извлечь из ситуации в Карабахе – отсутствие признания этой территории международным сообществом, что накладывает свой отпечаток на социально-экономические перспективы развития этого региона.

Абхазия, Южная Осетия и план Медведева-Саркози

Этот конфликт также в себе имеет этнический характер и исторические примеры взаимной неприязни. Катализатором конфликта стал приход к власти грузинских националистов во главе с Гамсахурдия в начале девяностых годов. После чего начались этнические притеснения против осетин, абхазов, ограничения прав национальных меньшинств, кровавые столкновения, жертвы, беженцы. Конфликт нарастал из года в год, и в конце концов вспыхнул в 2008 г. с новой силой. Для международного сообщества де-юре Абхазия и Южная Осетия на момент конфликта в 2008 г. были территориями Грузии, но де-факто на протяжении многих лет, уже не подчинялись Тбилиси. Некоторые эксперты усматривают возможность повторения сценария 2008 г. на Донбассе в 2016.

Тем не менее, есть ряд существенных отличий. События августа 2008 г. переросли в полномасштабный вооружённый конфликт между Грузией и Россией и вошли в историю как Пятидневная война. Для прекращения войны был составлен План Медведева-Саркози. Вновь, как и в ситуации с Бишкекским протоколом, конфликты в Абхазии и Южной Осетии были заморожены, но не решены по сути. Кроме того, Российская Федерация официально признала Южную Осетию и Абхазию и установила с ними дипломатические отношения. Кроме того, в 2008 г. Россия официально ввела свои войска в зону конфликта и сделала этот под предлогом защиты граждан РФ (до этого была проведена паспортизация жителей Южной Осетии). Пойдёт ли Российская Федерация на признание ДНР и ЛНР вопрос сложный. Если на такое РФ решится, то явно не в ближайшем будущем, так как официальная позиция руководства России общеизвестна: Донбасс — это территория Украины. Следовательно, любые варианты развития ситуации в этом регионе будут происходит с учётом этой позиции РФ, если не произойдёт какое-то экстраординарное событие.

Приднестровье

Пожалуй, наиболее похожим на ситуацию на Донбассе, особенно по последствиям, является Приднестровский конфликт. Этот социальный конфликт не был результатом межэтнического противостояния, а результатом отсутствия договорённостей и способности договориться между центральной и местными властями. После окончания активной фазы боевых действий в регионе было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Но до сих пор конфликт остаётся не урегулированным, а территория так называемой Приднестровской Молдавской Республики никем не признана включая Российскую Федерацию.

Отсутствие международного признания одна из основных схожих черт конфликта на Востоке Украины и в Молдавии. Кроме того, из-за отсутствия общей точки зрения по поводу возможных выборов на Донбассе, вполне вероятно, что они пройдут по так называемому «приднестровскому» сценарию, без каких-либо согласований с официальным Киевом. Также регулярно проходят президентские и парламентские выборы в Приднестровье. Хотя следует отметить, что в ходе попыток решения конфликта в Приднестровье, был налажен прямой диалог между Тирасполем и Кишинёвом, который, однако, до настоящее времени не дал результатов. В конфликте на Востоке Украины, все контакты между ДНР и ЛНР с одной стороны и официальным Киевом проводятся через соответствующую Минскую контактную группу, где были созданы профильные подгруппы для работы по каждому направлению и которые также остаются пока что малоэффективными и безрезультатными.

Молдавско-гагаузский конфликт и особый правовой статус Гагаузии

Мало кто сейчас вспоминает про этот конфликт, так как он не относится к числу классических замороженных на территории бывшего СССР.

В начале девяностых годов лишь чудом удалось избежать кровопролития в этом регионе Молдавии, хотя непризнанная и самопровозглашённая Республика Гагаузия просуществовала целых четыре года, пока не была в 1994 г. по сути реинтегрирована обратно в состав молдавского государства. Некоторые моменты из Молдавско-гагаузского конфликта очень показательны и поучительны для современности. Несмотря на принципиальные позиции сторон этого конфликта в начальной его стадии, а также разницу во мнениях тогдашнего президента Республики Молдова Мирчи Снегура и лидера гагаузов Степана Топала, в 1993 г. они всё-таки решились на прямой политический диалог и переговорный процесс между собой. В результате сложных переговоров стороны пришли к общему знаменателю и в декабре 1994 г. молдавский парламент принял «Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», в результате чего в 1995 г. Гагаузия вернулась под юрисдикцию Кишинёва, хоть и с другим автономным статусом.

Следует напомнить, что 2005 году, парламент Республики Молдова принял также «Закон об особом правовом статусе Приднестровья», но он был отвергнуть приднестровской стороной, слишком свежи ещё в памяти приднестровцев кровопролитные столкновения 1992 г. Тем не менее, несмотря на то, что практически все конфликты бывшего СССР закончились по сути тупиком в их урегулировании молдавского-гагаузского мирное решение вопроса остаётся примером приемлемого диалога между субъектами конфликта, даже когда позиции сторон диаметрально противоположены. Главное в подобных ситуациях, проявить терпение, переступить через собственные амбиции ради достижения мира, найти в себе политическую волю и желание, чтобы прийти к согласию. Взаимные уступки нужно делать даже и особенно тогда, когда кровь уже пролилась и нельзя вернуть погибших людей, а не призывать к ещё большему кровопролитию для завоевания пирровой победы. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

РИА Новости Украина

Андрей Бузаров, эксперт по международным отношениям, востоковед

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>