Упразднение Минрегиона – тревожный сигнал для региональной политики, – считает евразиец-народник Анатолий Беднов, член Союза журналистов России, Координатор Движения по защите прав народов. Эксперт по федеральной и региональной политике ответил на вопросы «Регионов России» о будущем региональной политики на федеральном уровне. Напомним, 8 сентября президент Владимир Путинподписал указ, согласно которому полномочия Министерства регионального развития переданы Минфину, Минэкономразвития, Минстрою и Минкультуры.
– Насколько своевременным и логичным действием, на Ваш взгляд, стало упразднение Минрегиона?
– С одной стороны, можно было бы приветствовать это решение, поскольку оно устраняет дублирование функций между Минрегом и целым рядом других министерств. В то же время упразднение министерства, отвечавшего за региональную политику – тревожный сигнал: этот акт можно расценивать и как дальнейшее сворачивание федеративных отношений в России, и возвращение к централизации государственного управления. В то же время в последние годы созданы министерства, отвечающие за развитие макрорегионов (Северный Кавказ, Дальний Восток). Вспомним, что в СССР тоже было министерство, занимавшееся строительством в восточных, южных и северных районах страны, на Урале и в Западной Сибири. Странно, что, создавая похожие структуры, федеральное руководство пока что не учредило министерство, отвечающее за развитие Российской Арктики, включая Европейский Север страны. Это был бы своевременный и логичный шаг в контексте реформирования региональной политики. Но он не должен войти в противоречие с конституционными принципами федерализма. Вспомним, что у нас существуют еще и федеральные округа, которые следовало бы, по моему мнению, разукрупнить, приведя в соответствие с существующим экономико-географическим районированием. В этом случае вместо СЗФО будут организованы Северный и Северо-Западный федеральные округа, ЦФО разделится на собственно Центральный и Центрально-Черноземный и т.д. То есть федеральные округа надо развернуть лицом к региональной экономике.
Особая тема – озвученная Владимиром Путиным идея переезда ряда госструктур и госкомпаний в регионы, например, Красноярск. Но такая «деконцентрация» не должна подменять реальный федерализм.
– Можно ли сказать, что теперь региональная политика на федеральном уровне изменится? Пойдет ли регионам на пользу ликвидация министерства?
– При всех возможных издержках новой региональной политики это все-таки лучше, чем предлагавшееся создание госкорпорации по развитию Дальнего Востока – структуры колониального типа (сразу приходят на ум Вест- и Ост-Индская компании, Компания Гудзонова залива и т.д.). Реформирование региональной политики пойдет на пользу в том случае, если центральная власть перестанет смотреть на регионы только как на источники сырья и начнет реально стимулировать их развитие. На месте бывшего Минрега следовало бы создать два министерства, которые предлагал еще Петр Столыпин. Во-первых, Министерство местного самоуправления, так как вопросы, за которые отвечал Минрег (реформирование ЖКХ, переселение людей из ветхого и аварийного жилья и т.д.), имеют прямое отношение к местному самоуправлению. Такое министерство могло бы стать и своего рода арбитром в спорах между губернаторами и мэрами региональных центров, которые только мешают реальному развитию территорий.
Другое министерство отвечало бы за национальную политику. А это не только вопросы развития национальных культур и сохранения языков народов России (для этого есть Минкульт), но и традиционного природопользования. Оно тоже стало бы играть роль арбитра в трехсторонних взаимоотношениях между общинами коренных малочисленных народов, государством и добывающими компаниями. Сегодня же мы видим наступление на права и законные интересы коренных народов, экспансию крупных компаний на их исконные территории. Нельзя откупаться от народов Севера и Сибири периодическими подачками: выделили деньги на проведение фольклорного фестиваля, построили школу в национальном поселке и т.д. Нужна последовательная целенаправленная политика защиты интересов коренных малочисленных народов, и делать это можно было бы через воссозданный Миннац. Наконец, такая структура могла бы сказать свое веское слово и в решении вопроса об уравнивании в правах русских субэтносов и автохтонных народов Севера. Этот вопрос не решается. В результате оленеводство у ненцев успешно развивается, а оленеводство, бытовавшее совсем недавно у мезенских поморов, загублено. А ведь они – такие же коренные жители, на протяжении нескольких веков ведущие традиционную хозяйственную деятельность. К сожалению, воссоздание Миннаца сегодня признано нецелесообразным. Между тем аналогичная структура некогда существовала в СССР, именно Наркомат по делам национальностей стал трамплином политической карьеры Иосифа Сталина. Конечно, появление нового Сталина нам не грозит, но создание такого органа и назначение руководителем человека, профессионально разбирающегося в сложных вопросах национальной политики, а не просто аппаратчика, было бы разумной мерой.
– Как Вы оцениваете деятельность Игоря Слюняева во главе ведомства?
– Игорь Слюняев не успел реализовать свой потенциал руководителя. Хотя подавал определенные надежды. Видимо, провинциальный губернатор просто не вписался в федеральную политическую элиту, не сумел или не успел «обрасти» необходимыми связями, вступил в противоречия с кем-то из федеральных чиновников первого эшелона. А очередная реорганизация стала прекрасным поводом избавиться от него.