Уроки от репрессированных народов

 Что женский праздник – 8 марта, что мужской — 23 февраля – день защитника отечества, являются еще и днями памяти жертв депортации народов. В феврале 1944 г в ссылку отправили чеченцев и ингушей, а в марте того же года – балкарцев. Отношение к тому, что и как отмечать в эти и другие аналогичные памятные даты сегодня неоднозначное.

Из 14 репрессированных народов только у четырех названных выше трагическая дата приходится на нынешние официальные государственные праздники. Но от того, что остальные даты не являются общенациональными выходными вопрос не становится менее проблематичным. Каждый год возникают неловкие ситуации: а стоит ли вообще говорить об этой печальной странице нашего общего советского прошлого? Очевидно, что на общероссийском уровне тему депортации в последние несколько лет стараются обходить молчанием. Однако от этого она не перестает тревожить как минимум потомков переживших депортацию, а это по нынешним временам миллионы людей.

На днях во время веб-конференции в рамках Школы межэтнической журналистики 20-летняя студентка, назвавшись «крымской татаркой» спрашивала, как раскрывать эту деликатную тему. И не случайно девушку горячо поддержали студенты из Элисты, ведь калмыки – тоже один из репрессированных народов.

Сегодня в разных частях нашей стране установлены сотни памятных знаков, памятников и мемориалов пострадавшим этносам. И отнюдь не все их них посвящены народам из официального списка подвергшихся поражениям в правах по этническому признаку.

Формально по документам только в период с 1921 по 1953 год были репрессированы более 4 миллионов человек. Помимо 14 депортированных народов, еще 48-и народов репрессии коснулись частично. А одним из наиболее пострадавших с точки зрения количества погибших во времена сталинских репрессий признается русский народ, который не входит ни в одни из указанных перечней.

Как ни странно это может прозвучать, но народы нашей страны объединяет в единую российскую нацию, не только опыт совместных побед и достижений, но и пережитая некогда общая трагедия. И пока в обществе нет внятного консенсуса в том, как деликатно вспоминать эту страницу нашей общей истории, тема депортированных народов может использоваться для этнической мобилизации и разжигания вражды между народами России. И новейшей истории это наиболее явно на себе почувствовали крымские татары, прибалтийские народы, чеченцы и ингуши.

В Чеченской республике  с 2011 года День памяти жертв депортации чеченцев и ингушей перенесен на 10 мая и совпадает с днем похорон Ахмата Кадырова, погибшего от рук террористов 9 мая 2004 года. О том, как относятся к дате депортации молодое поколение «НацАкцент» поинтересовался у чеченцев живущих в республике и за ее пределами.

Ражап Мусаев, продюсер культурно-познавательного портала «ЭтоКавказ»: 

— Почти в каждой нашей семье до сих пор есть те, кто пережил ужасную  трагедию. В результате депортации погибло почти половина всего населения вайнахов, 13 лет они вынуждены были скитаться вдали от своей Родины, не имея никаких прав, терпя голод, холод и унизительный ярлык «враги народа». Кроме того, уничтожалась история наших народов, сжигались архивы и книги, наносился ущерб объектам материальной культуры. В то время как десятки тысяч наших мужчин героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, их родители и сестры, жены и дети были депортированы. Половина из них потом не вернулись домой, остались захороненными в далёком краю. А кто умер по пути туда, вообще без могил остались.

Естественно мы все помним, и в этот день все раздаем милостыню, вспоминаем умерших в нелёгкие дни, просим Господа не дать народу вновь испытать такие лишения в будущем. Официально этот день не является днём траура, так как в регионе принято решение объединить все траурные дни в один и сделать его Днём памяти и скорби народов Чечни. У нас очень много траурных дат, за один 20 век набиралось, именно потому принято такое решение. Но в каждой семье помнят, что связано с 23-им февраля, раздают милостыню, каждый по возможности старается поделиться с неимущими и сиротами тем, чем богат. Кто-то приносит в жертву корову и раздаёт мясо беднякам, кто-то просто делится лепёшками и халвой с соседями. И обязательно молимся, просим Бога наградить Раем всех умерших во время ссылки, уберечь в будущем от таких бед и невзгод.

Наши предки сохранили лучшие качества и ценности народа, не потеряли человеческий облик в самых трудных условиях. Поколение наших дедушек и бабушек является примером для нынешней молодежи, образцом твёрдости духа и стойкости. И наш долг — сохранять и приумножать эти ценности и качества.

Иса Закриев,  главный редактор городской газеты «Столица плюс»:
— 23 февраля отмечается в Чечне как День защитника. Молодежь стремится служить в армии, много добровольцев, ждут призыва. Относительно депортации, вопрос сложный. Наш народ никогда не придавали особого значения датам  — память жива вне зависимости от цифр.

Ничего особенного в семьях в этот день не происходит. Смотреть в будущее, жить так, чтобы с детьми подобная трагедия не повторилась — важнее, чем бередить раны прошлого. А депортацию старики вспоминают по случаю, рассказывают истории практически постоянно, в качестве примеров. Помнить надо всегда.

 

Асламбек Паскачев, председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (Москва):
— Это однозначно трагический день в истории чеченцев. Но здесь нельзя обвинять другие народы, и особенно Россию и русских, как пытаются сделать некоторые наши недруги. Была советская власть, сталинский режим, тогда уничтожались и депортировались многие народы, без всякой надобности, экономической, политической, военной. И русские пострадали ничуть не меньше других. Надо это помнить, и делать все, чтобы чудовищное преступление не повторилось. 23 февраля мы обязательно отдаем дань памяти погибшим и находим время помолиться за них, но делаем это спокойно, тихо. Потому что есть еще и общегосударственный праздник, и наши предки тоже отдали жизнь за общую победу, за процветание нашей многонациональной страны.

У каждого репрессированного народа свой способ преодоления трагической истории. Например, российские немцы последние пару лет 28 августа больше не устраивают массовых демонстраций со свечами, предпочитая в этот день проводить камерные вечера памяти, а балкарцы с 2007 года перестали пышно отмечать траурными мероприятиями день депортации — 8 марта, а вместо этого учредили День возрождения народа и празднуют его 28 марта – именно в этот день в 1957 году  балкарцы были реабилитированы и начали возвращаться на родину.

день возрождения балкарцев

В Крыму с прошлого года 21 апреля празднуют как День возрождения реабилитированных народов Крыма.

Даты депортации народов невозможно вычеркнуть из истории нашей страны. Однако нынешнее многонациональное российское общество достаточно зрелое и сильное, чтобы спокойно и с достоинством воспринимать свое прошлое, и не допускать спекулятивной актуализации темы депортации.

НацАкцент

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>