В Архангельске пройдёт карбасная регата

Город возвращает славу колыбели деревянного судостроения. До недавнего времени считалось, что на деревянном кораблестроении в Поморье можно ставить крест: новые поклонения предпочитают моторки, катера, а век карбасов, лодий, кочей и других традиционных поморских судов давно прошел, старинные суда заброшены, ветшают и разрушаются (под Северодвинском есть целое кладбище карбасов). Однако в последние годы энтузиасты-корабелы решили, как говорится, тряхнуть стариной.

Так, на Мосеевом острове (Соломбальский округ Архангельска) строится коч – копия корабля, на котором поморы бороздили арктические моря и реки Сибири. Недавно на верфь, где трудится директор по развитию регионального Судостроительного кластера Глеб Плетнев с командой молодых корабелов из разных уголков России, приехала съемочная группа из Москвы. Сценарист и режиссер Мила Кудряшова снимает документальный фильм под рабочим названием «Коч».

Съемочная группа будет работать в Архангельской области (Архангельск, Пинега, Мезень, Соловки, деревни по берегам Белого моря) и Якутии, в районе Русского Устья, где живет самобытная группа сибирских старожилов – русскоустьинцы. Здесь же, в Республике Саха, действует музей поморского мореплавателя Семена Дежнева, а один из главных экспонатов музея – реплика поморского коча.

Параллельно с соломбальской судоверфью и независимо от нее работает еще одна, при Северном Арктическом федеральном университета. Здесь группа кораблестроителей под водительством Евгения Шкарубы строит поморскую шхуну. А еще – поморские карбасы. Последние примут участие в парусной регате, которая пройдет 17-18 июля в Архангельске. Три сельдяных карбаса с поморскими именами–«Койду» (куда?), «Пошто» (зачем?) и «Сейгод» сделаны по архивным чертежам.

В гребной и парусной гонках примут участие шесть команд: Северного морского музея. Федерального университета, Товарищества поморского судостроения (оно и сделало карбасы), парусного центра «Норд» и гости с берегов Невы – клуб «Морские практики» и хор фрегата «Штандарт». Кстати. последние гонки на карбасах состоялись в Архангельске в 1884 году, к 300-летию города.

Регата – часть масштабного международного форума по теории и практике деревянного судостроения. Он должен был состояться еще в прошлом году, но помешала пандемия. Сам же форум – часть проекта «Матица», который финансируется из Фонда президентских грантов и Фонда Владимира Потанина. Фильм «Русское Устье. Северный путь» также финансируется за счет средств президентского гранта. Кроме того, дан старт литературному конкурсу «Голоса полуночных земель», в нем примут участие прозаические произведения, посвященные трансмифу Арктики, истории освоения северных территорий, межкультурному диалогу и взаимообмену русских и коренных народов.

Между тем возрождение деревянного судостроения тормозится бюрократическими препонами при регистрации построенных по старинным образцам судов. Если в областном центре с этим особых проблем нет, то в глубинке – беда: нужно соблюсти все требования морского регламента, собрать кучу бумаг, истратить немало денег, слетать на большую землю…

Памятуя об этом, организаторы форума включили в его программу встречу судостроителей с представителями Госинспекции по маломерному флоту. Морского и речного регистра, где чиновники ответят на вопросы корабелов.
Анатолий Беднов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>