5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Модели межконфессионального взаимодействия в формировании общероссийской идентичности». Организаторами конференции выступили Академия наук РБ, Башкирский государственный университет, Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ, Институт стратегических исследований РБ, Духовное управление мусульман РБ, Ассоциация исламского просвещения, образования и науки РБ, сообщает сайт традиционалистов Башкортостана «РБ — XXI век»
В работе конференции приняли участие известные религиоведы, обществоведы, историки, социологи, представители государственных и общественных структур. Обсуждены наиболее актуальные вопросы межконфессионального взаимодействия в России, проблемы прогностики и нейтрализации религиозной конфликтности в России и ее сравнительного анализа с другими странами (Турция, государства ЕС и СНГ).
Конференция собрала представителей всех ведущих научно-исследовательских и экспертных коллективов, занятых анализом и мониторингом религиозной ситуации в Республике Башкортостан: Центр социо-культурного анализа Института стратегических исследований РБ, Центр гуманитарных исследований РБ, Институт этнологических исследований РАН им. Р.Г.Кузеева, Совет по государственно-конфессиональным отношениям.
Принципиально важным является то, что данное мероприятия прошло в стенах и на уровне главного ВУЗа республики – Башкирского государственного университета, где уже второй год функционирует теологическое отделение. В своем выступлении Председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям В.П. Пятков подчеркнул, что на сегодняшний уровень кадрового потенциала — главная причина проблем мусульманской уммы — конфликтность, распространение сект, в том числе радикальных и деструктивных. Ректор БашГУ Н.Д. Морозкин отметил необходимость подготовки кадров с сфере исламского образования и БГУ в этом отношении уже проделало значительную работу, выделив 18 бюджетных мест для этого отделения.
На форуме были оглашены слова приветствия форуму вице-президента Академии наук РБ А.И. Акманова, муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмахаммета хазрата Нигматуллина, Митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, врио муфтия Духовного управления мусульман Республики Дагестан Ахмад-хаджи Кахаева, председателя оргкомитета мероприятия и межконфессионального фестиваля «Спорт – сила духа», в рамках которого оно проходило, члена мутаваллията МРО «Ихлас» Айдара Гареева.
Советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ Р.Д. Карамышев выделил, что проблема кадрового потенциала может затянуться на несколько лет, существующих ныне религиозных образовательных учреждений недостаточно, чтобы закрыть кадровый дефицит среди имамов. На сегодняшний день количество мечетей превышает количество имамов, однако эта разница будет лишь увеличиваться — возраст значительной части имамов превышает 70 лет. У республики есть видение решения данной проблемы, но для этого необходимо тесное взаимодействие науки, образования и общества. Данная конференция в БашГУ тому хороший пример.
Центральной проблемой конференции явился вопрос о моделях межконфессиональных отношений. В сравнении с мировой практикой известный востоковед В.А. Надеин-Раевский выделил три основных варианта осуществления конфессиональной и национальной политики: первый — российский опыт, где различные национальные и конфессиональные интересы были встроены в советский, а затем и российский национальный проект; второй — пример Турции, где в условиях нациестроительства турецкой нации образовался курдский конфликт; третий — европейский опыт мультикультурализма, сформировавшийся в Канаде и перенесенный в Европу, где сегодня за счет слабой интегрированности инокультурных общин в систему национальных отношений он выходит из-под контроля государства и общества.
Одной из главных тем конференции стала проблема внутриконфессиональной конфликтности. Рост числа религиозных групп и резкость догматических различий между ними обостряет конфликт внутри мусульманской уммы.
Директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований ЮФУ В.В. Цибенко отметила, что влияние различных турецких религиозных групп среди российских мусульман маркирует турецкий национальный проект. Турция пережила период национального строительства, вследствие чего суфийские тарикты превратились в джамааты, став частью турецкого национального проекта. В определенный период времени в Турции принудительно вводился азан на турецком языке и турецкие переводы Корана. За чтение азана по-арабски можно было даже получить тюремный срок. Старший научный сотрудник Института стран СНГ И.Ф. Сафаргалеев возразил коллеге, что все же тарикаты в Турции смогли сохраниться в традиционной форме, в отличие от России. В своем выступлении он поднял и вопрос о резонансной фетве, принятой на днях в Грозном, процитировав ее основные тезисы и оценив ее в целом положительно. В своем докладе он рассказал о роли тассавуфа в плане нейтрализации конфликтности в мусульманской среде.
Зав. сектором культурологии и обществоведения ЦСКА ИСИ РБ Азат Бердин призвал коллег в рабочем порядке рассмотреть основные перспективы и риски разных сценариев развития диалога внутри мусульманской уммы, прежде всего с точки зрения укрепления общероссийской идентичности, а также предложил проектную модель когнитивной площадки междисциплинарной и межведомственной кооперации действий государственных органов, экспертного сообщества и общественных структур.
Заведующий кафедрой истории РБ, археологии и этнологии БашГУ д.и.н.Булат Ахмерович Азнабаев раскрыл исторические аспекты исламизации как формы инкорпорации иноплеменников (например, язычников, калмыков-буддистов или беглых и пленных христиан) в клановую структуру башкирского этноса и башкирской политии в XVII-XVIII в. По итогам его источниковедческого анализа, принятие ислама являлось обязательным, но не главным условием принятия ассимиляции в башкирскую этническую среду.
Вопрос о грозненской фетве был подробнее рассмотрен во второй части конференции. В целом фетва получила весьма критичную оценку большинства экспертов, в частности, была оценена как «сырая», не имеющая в существующем виде реальных перспектив конструктивного осуществления в условиях Урало-Поволжья без существенной доработки. Эксперты усмотрели политический подтекст в принятии данной фетвы при отсутствии Председателя ДУМ РФ и СМР Равиля Гайнутдина и Председателя ЦДУМ Талгата Таджутдина.
Отзывы участников конференции:
В.В. Цибенко, директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований ЮФУ (Ростов-на-Дону): «В связи с общим ростом религиозности межконфессиональные отношения становятся одной из наиболее актуальных тем не только в России, но и во всем мире. Башкирия с ее многовековым опытом мирного сосуществования разных народов и религий именно то место, где стоит обсуждать модели межконфессионального взаимодействия. Уверена, что выработанные научным сообществом решения будут широко востребованы на региональном, российском и международном уровнях».
Ю.М. Юсупов, руководитель Центра социо-культурного анализа ИСИ РБ (Уфа): «Мусульманская умма Башкортостана складывалась веками, однако сегодня мы не имеет четких представлений, о том, что такое традиционный ислам. В условиях изменчивой информационной среды религиозность нашего общества может проявляться в совершенно неожиданной форме. Уже сегодня мы видим две крайности: ваххабизм и неосуфизм. Повышение религиозности накладывается на разрушение села с одной стороны, с другой – на острую нехватку квалифицированных кадров. Мы уже не можем просто проводить профилактику религиозного экстремизма и терроризма, нужны действенные модели для выстраивания отношений как в межконфессиональной сфере, так и внутри конфессии”.
Б.А. Азнабаев, заведующий кафедрой истории Башкортостана, этнологии и археологии БГУ (Уфа): «Проблема снижения конфликтности в условиях религиозного ренессанса требует решения по причине неэффективности традиционных практик сглаживания межконфессиональных противоречий. Уникальность современной ситуации обусловлена происходящей быстрой трансформацией прежних привычных религиозных учений и появлением фактически реформистских течений. В этой связи мы неизбежно приходим к следующим вопросам: можно ли считать повсеместное распространение нетрадиционных религиозных систем (пусть даже апеллирующих к догматам ислама, христианства или иудаизма) процессом десекуляризации. Во–вторых, насколько безопасно использовать эти новые формы религиозности для снижения межконфессионального напряжения, или, напротив, необходимо поддерживать только устоявшиеся и традиционные конфессии, имеющие богатый опыт мирного сосуществования? Эти и другие вопросы межрелигиозного и межнационального взаимодействия нашли отражение в докладах пленарной части и секционного заседания конференции. Коллеги из Москвы, Ростова, Краснодара и Уфы, представляющие различные научные, общественные и государственные структуры, предложили продуктивные идеи, которые в перспективе могут послужить основой для выработки модели устойчивого общества, представители которого обладали ясной идентичностью, но при этом принадлежали к разных конфессиям».
П.А. Дмитриев, исполнительный секретарь Совета IBK России (Москва): «Проведение конференции и закрытого круглого стола по религии в Уфе 5 сентября 2016 года — это замечательный пример общественного межконфессионального диалога. На сегодняшний день имеются примеры по созданию публичных дискуссионных площадок по межрелигиозной и межнациональной проблематике, все они разной степени авторитетности и компетенции.
Прежде всего организаторам в Уфе удалось собрать широкий список спикеров и экспертов, участие представителей заинтересованных государственных органов и место — академическая площадка. Все эти три компонента большие плюсы данного мероприятия. Были представители практически от всех направлений ислама, представленных в республике Башкортостан (кроме запрещенных). Представители правительства республики, Администрации Главы Республики из профильного Совета, МВД, Центра по борьбе с экстремизмом и др. — показывает то, что для официальных структур Республики данная проблема актуальна, что этому придается большое значение и ищутся пути решения возникающих проблем.
В чем сила и необходимость таких конференций и рабочих встреч. Прежде всего, возрождается академический-государственный уровень обсуждения проблемы, утерянный во многом с 1991 года. Большая практическая ценность, т.к. представлены все заинтересованные стороны, обсуждались не теоретические проблемы, а практические вызовы и предлагались пути решения. Работали эксперты, которые являются действующими специалистами-практиками, глубоко погруженными в проблему, а не оторвавшиеся от реалий теоретики. Можно считать, что задачи научно-практической конференции выполнены. Ожидается, что будет продолжение в виде документов резолюции конференции, а также придание данной конференции в БашГУ статуса регулярной».