В клубе «ДОКер» евразийцы и кинолюбители обсуждали «Нигеров» и проблемы миграции

22 февраля в Доме журналистов в Москве, в рамках проекта «ДОКер» состоялся показ картины итальянского режиссера Антонио Мартино (Antonio Martino) о пункте приема иммигрантов в Италии «Нигеры». Фильм повествует об отношениях между беженцами и местными жителями в небольшой деревне на юге страны.

«НИГЕРЫ» (guri)

2009, Antonio Martino Film Prod / Италия, 47 мин.

Режиссер, оператор постановщик, сценарист, продюсер: Антонио Мартино

Музыка: Антонио Кальчоне

Автор подробно и последовательно рассказывает, как из-за глобализации и культурных различий способна возникнуть сильнейшая социальная напряженность. В документальной ленте тонко и глубоко показаны проблемы взаимоотношений иммигрантов из стран третьего мира и Европы, трагедия их несовместимости, ужасы их существования и огромные масштабы иммигрантского «наводнения».

Антонио Мартино посвятил этот фильм памяти его дедушки, который иммигрировал в Германию 50 лет назад.  Картина приняла участие в нескольких десятках кинофестивалей по всему миру и была высоко оценена зрителями и жюри на многих из них (Лучший документальный фильм «EstFilmFestival» 2010; Лучший документальный фильм «Festival del Documentario d’Abruzzo» 2010; Лучший документальный фильм «Parma Video Film Festival» 2010; Лучший документальный фильм «Hai Visto Mai?» 2010; 2-ой приз за Документальное кино «Cinema e Ciociaria» 2010 и другие).

Обсуждение

После показа состоялось обсуждение фильма, в качестве экспертов выступили Павел Зарифуллин, директор Центра Льва Гумилева, и Беслан Кобахия, координатор Движения по защите прав народов.

Фильм освещает проблему миграции африканских беженцев в итальянскую деревню Сантан, в связи с хаосом на Ближнем Востоке. А в более широком плане — проблему взаимодействия (столкновения) ценностных миров, нравственных качеств востока и запада, традиции и модерна (постмодерна). Из-за непродуманной политики местных властей (и остальных итальянских властей), возникает взрывоопасная ситуация, когда африканские беженцы месяцами существуют в резервационных «центрах помощи» без документов, без всякой возможности устроить свою жизнь или вернуться обратно к себе на родину. Местная бюрократия затягивает разрешение вопроса, накопившаяся же энергия недовольства выливается в потасовки с местным итальянским населением (которого численно становится в 3 раза меньше приезжего).

В ходе обсуждения зрители и эксперты экстраполировали ситуацию в Италии на российскую действительность. По словам Павла Зарифуллина, проблему миграции можно разрешить только путём экспертных, продуманных действий – евразийская интеграция стран СНГ с интеллектуальными методами межнациональных отношений, взамен существующей нынче силовой миграционной политики арестов и штрафов.

Беслан Кобахия обратился к международному опыту, рассмотрев пример Америки во времена великой депрессии. Тогда Америке удалось справиться с напряженной межнациональной ситуацией благодаря продуманной политике введения в общественное сознание образа «хорошего черного» посредствам Голливуда.  Так же энергию трансформировали в масштабные стройки дорог и т.п. Подобные приёмы были использованы и в СССР, теперь же и России необходимо воспользоваться лучшим мировым, историческим опытом.

Внимание участников обратилось к вопросу соотношения цивилизационных конструкций Европы и Евразии. Основное отличие заключается в том, что цивилизационная модель Европы основывается на отношениях метрополии и подчиненных ей колоний, где первая обогащаются за счет вторых (за что и расплачиваются сегодня). В России же исторически сложилась обратная ситуация, где центр питает свои сателлиты по соборному принципу. Так же, Россия-Евразия более «женственна» нежели Европа, и поэтому способна принимать в себя самые разные народы не угнетая их. В связи с этим, рассматривая проблему миграции, у России есть шанс показать всему миру состоятельность своей цивилизационной модели, и тем самым вернуть себе прежнее уважение и ведущую роль в мире.  Это тем более актуально сегодня, что ситуация на Ближнем Востоке с каждым днём накаляется, и конечно, нельзя допустить такого развития событий — ухудшения миграционной ситуации на юге России в связи с тревожными новостями из Сирии, и нарастающего напряжения вокруг Ирана.

Участники обсуждения также обратили своё внимание на то, что в мире усиливается тенденция  обращения к народным, традиционным корням (в ответ на глобализацию). В связи с этим культурная среда должна обратить своё внимание (и где-то обращает) на социальные антропологические мотивы, тем самым актуализировав народное достояние (пойти в народ), и вернуть потерянные смыслы.

 

Режиссёр Антонио Мартино 

Antonio Martino — молодой итальянский независимый режиссер. С 2004 года по настоящее время зов действительности становится его главной целью, ведя его к горячим точкам планеты и проблемным местам. В 2005 году он приезжает в Чернобыль и снимает свой фильм «Мы — это воздух» /Noi siamo L’aria, non la terra, повествующий о жизни людей на данной территории спустя 18 лет после катастрофы. Сразу после этого он едет в Румынию, где пытается понять первопричины серии преступлений, совершенных молодыми румынами в Италии — теми детьми, которые бежали от ужасов режима Чаушеску.

С практически нулевым бюджетом и малюсенькой камерой он снимает фильм «Северные врата» /Gara de Nord copii pe strada, живя вместе с беспризорными детьми улиц Бухареста в течении одного месяца. Таким образом, он проливает свет на истинное положение вещей и условий жизни этих детей, живущих в подземных каналах города зимой и летом, нередко становящихся жертвами насилия и педофилии со стороны иностранных туристов, забытых богом, властями и своими родителями, употребляющими наркотики вместо хлеба. Фильм получил множество престижных международных премий, в том числе Ilaria Alpi 2007.

В 2007 году Антонио снимает фильм о наиболее загрязненном городе в Европе – Панчево в Сербии, близ Белграда Pancevo mrtav grad. Фильм повествует о последствиях бомбежки бывшего югославского города – крупного промышленного комплекса силами НАТО во время войны 1999 года.

В фильмографии режиссера есть и фильм об Аральском море – глубокое размышление о значении воды.

Вообще часто темами его фильмов становятся отношения человека и окружающей среды, столкновения Нового и Старого света, Запада и Востока.

 

Иван Мельник

Пресс-служба Центра Льва Гумилёва

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>