В Мемориальном комплексе жертвам репрессий проходит этнографическая выставка «И похожие, и разные…»

В «Мемориальном комплексе жертвам репрессий» с 24 октября по 10 ноября 2013 г. проходит этнографическая выставка Национального музея Кабардино-Балкарской Республики и Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Мальсагова, которая представлена в рамках реализации проекта «И похожие, и разные…».

21_bigСеверный Кавказ, традиционную культуру которого планируется представить в ходе реализации проекта, по мнению специалистов, относится к самым интересным районам земного шара. Он занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Северный Кавказ с древности является контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы. Северный Кавказ всегда был и остается сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и многоконфессиональному составу населения. Причем историю каждого кавказского народа невозможно рассмотреть изолированно, вне рамок общекавказского исторического и социокультурного процесса народов Северного Кавказа.

Задача проекта в том, чтобы как можно более ярко показать национальное своеобразие каждой из культур и подчеркнуть общие черты всех народов Северного Кавказа.

Реализация проекта даст возможность получить более полное и достоверное представление о традиционной культуре народов Северного Кавказа и ощутить национальный колорит каждого региона в отдельности.

Генеральный директор национального музея Кабардино-Балкарской Республики Феликс Русланович Наков в своем выступлении сказал:
«Здесь в Ингушетии уделяется большое внимание культуре, которую выработали тысячелетиями. Мы во многом схожи, но есть и разница, которая интересна для того чтобы понимать, познавать друг друга, для того чтобы изучать друг друга. На этой выставке представлены предметы этнографического музея и мы видим то общее, что есть в нас как у соседей. Здесь мы видим работы, которые были представлены с одной стороны в традиционной технике, но есть и другие, которые можно считать произведением современного искусства. Кавказ интересен тем, что мы сохранили свои цвета, традиции, традиционное искусство. Культура народов Северного Кавказа схожа между собой. На выставке отражены и трагические, и иронические страницы истории наших народов. Мы будем рады видеть ваши выставки в стенах нашего национального музея. И мы с удовольствием продолжим наше сотрудничество».

Национальный музей КБР отметил свое 90-летие в 2011 году. Ровесник республики — он за все эти годы накопил богатейший материал, который дает возможность воссоздать историю человечества от эпохи камня и до наших дней.
В 1983 г. в республике появилось музейное объединение, головным музеем которого стал Краеведческий музей. И в настоящее время в него входит девять музеев, музейный фонд которых достигает 20000 тыс. единиц хранения основного фонда.

Богатейшие коллекции музея — основа его научных, хорошо проработанных экспозиций, многочисленных выставок, созданных за все эти годы. Ценность этнографической коллекции музея общепризнанна и широко известна. Предметы ее не только постоянно экспонируются в республике, но и много раз вывозились за ее пределы. Работа музея высоко оценена Правительством республики, он награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Министерства культуры СССР, РСФСР.

Экспонаты, представленные на суд зрителя, — предметы обихода: посуда, коврики, одежда. Но каждую вещь можно рассматривать как произведение искусства, потому что человек решил сделать ее не просто удобной, но и красивой. Для украшения он использовал особые символы и знаки, передающие определенную информацию, имеющую для него особое значение. Со временем эти символы стали традиционным национальным орнаментом, а форма изготовления того или иного предмета — традиционной формой.

Так сложилась материальная культура, своя у каждого народа, соответствующая его понятиям, его приоритетам и предпочтениям.

Именно таковы и предметы, представленные на этой выставке. Это не музейные предметы, дошедшие до нас с глубины веков, а произведения современных мастеров декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарии и студентов университета, решивших посвятить себя возрождению народных промыслов и ремесел.

Основными требованиями к изделиям материальной культуры кабардинцев и балкарцев были изящество и простота формы, сдержанные, но насыщенные цвета, крупный четкий рисунок декора, который при внимательном рассмотрении зачастую оказывается символом, несущим в себе некий сакральный смысл, и, конечно же, качество, доведенное до абсолюта. Всем этим требованиям соответствуют изделия мастеров и даже работы студентов, для которых это первые шаги в творчестве.

Кувшины — гогоны, чаши, блюда, кубки… посуда для ежедневной жизни и ее украшения. В стародавние времена медник-чеканщик сидел в каждом адыгском ауле. Ныне он один такой на весь черкесский мир. Он расшифровал древнее ремесло, как Шампольон — египетские иероглифы. Работы народного мастера России Александра Залимхановича Пазова — единственного мастера по холодной ковке металла, не оставляют равнодушными никого.

Мадина Алисаговна Хацукова — художник-модельер. Особое внимание уделяет адыгскому национальному костюму. Ее отличает бережное отношение к традиционному крою, внимание к деталям. Свои костюмы модельер создает на основе работы с музейными экспонатами и историческими сведениями. Мадина создала целую коллекцию национальных адыгских костюмов. Выставки с ее участием проходили во многих городах России и мира и снискали большую популярность. Она приняла участие в многочисленных международных и российских конкурсах, в частности, стала призером в номинации «Лучшие костюмы Кавказа» и гранта Президента России по теме «Возрождение и сохранение традиционного мужского и женского костюма этнических народов Северного Кавказа». Ценность этой коллекции неоспорима и многие музеи страны желали бы иметь ее в полном составе. Она также является автором сценических костюмов для таких коллективов, как «Кабардинка», «Балкария», «Терские казаки», «Вайнахи», «Ингушетия» и других.

Наследие старых мастеров — деревянные чаши, которыми славится национальное адыгское декоративно-прикладное искусство, — не ушло в забвение. Среди тех, кто возрождает лучшие традиции, — семейная династия — Валерий и Фатима Тубаевы, а также их сын Мурат.

Работы мастеров радуют своей красотой, утверждая жизненность древнего и вечно молодого искусства.
Деревянными чашами, наполненными напитками, встречали высоких гостей. Их использовали на всех торжествах и значительных событиях. Эта ритуальная посуда была в каждом доме и ценилась достаточно дорого, в зависимости от породы дерева и мастерства автора. По словам Фатимы, красота изделия — во вдохновении и идее, которое необходимо претворить в жизнь. Сегодня Валерий Тубаев — народный мастер РФ, Фатима преподает мастерство резьбы по дереву.

Дина Байдуллаховна Мокаева-Такуева со студенческих лет изучает технику изготавления войлочных ковров — кийизов, с честью продолжает дело древних балкарских мастериц. На сегодняшний день она одна из самых ярких представительниц этого народного промысла. Ее работы не раз выставлялись на республиканских и международных выставках. Они отличаются продуманностью рисунка, подбором цветов и неординарностью. Натуральные цвета — белый, черный, серый — в ее изделиях приобретают другой смысл, образы превращаются в символы. Таким образом, Дина создала свой оригинальный стиль, тем самым увеличив грани возможности этого вида декоративно-прикладного искусства.

Муслим БАРАХОЕВ, gazeta-serdalo.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>