7 апреля 2012 года, в Москве на площади у памятника скифу Сергею Есенину состоялтся митинг, посвященный 200-тлетию великого русского мыслителя Александра Ивановича Герцена.
Организаторы митинга:
Движение Новые Скифы — www.newskif.su , http://vk.com/newskif
Русское социалистическое движение — www.rus-soc.com
Как и сто лет тому назад, власть решила не замечать юбилей Герцена, предпочитая вместо этого чествовать Столыпина и воздвигнуть памятник палачу Первой Русской революции рядом с Домом правительства на земле обильно политой кровью пресненских рабочих и московских студентов в декабре 1905 года и кровью защитников Дома Советов в октябре 1993 года. Тем хуже для этой власти.
Ровно за полвека до революционного 1917 года Герцен предсказал: «А! господа консерваторы, вы не хотели даже такой бледной республики, как февральская, не хотели подслащённой демократии!.. Вы хотелипорядка. Будет вам за то война семилетняя, тридцатилетняя…».
Своим набатным «Колоколом» Герцен, назвавшийся восточным псевдонимом Искандер, пробудил целое поколение. Это поколение вошло в историю под именем русских социалистов-народников. Герцен первым сформулировал постулаты нового движения: «Мы русским социализмомназываем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
Еще Искандер первым в русской литературе назвался «скифом». «Я, как настоящий скиф, – вещал он в «Былом и Думах», – с радостью вижу, как разваливается старый мир, и думаю, что наше призвание — возвещать ему его близкую кончину…». Спустя полсотни лет на его призыв откликнулась уже целая плеяда поэтов и писателей, сплотившись вокруг альманахов «Скифы». В это тесный круг вошли такие непревзойденные звезды русской словесности, как Александр Блок, Сергей Есенин, Николай Клюев, Андрей Белый, критик и публицист Иванов-Разумник и ряд других. Все они стали ведущими авторами левоэсеровских газет, а сама Партия левых социалистов-революционеров сделалась выразительницей чаяний «скифства» – идеологии, замешанной на революционном почвенничестве и мужицких надеждах. Подлинным символом революционной России стала русская Жанна Д’Арк – самая яркая из левоэсеровских лидеров Мария Спиридонова. К боевому крылу левых эсеров присоединился самый народный поэт России Сергей Есенин.
Все они свято чтили один из главных заветов Герцена: «Горе России, если в ней переведутся смелые люди, рискующие всем…». Они не побоялись провозгласить себя интернационалистами во время кровавой имперской бойни. Потому что как и Герцен они провозглашали лозунг: «За вашу и нашу свободу». Они боролись с самодержавием с оружием в руках, ибо помнили завет Герцена: «Сколько социализм ни ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья». Но они же не устрашились выступить против комиссародержавия, ведая еще один завет Герцена: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».
А что мы, сегодняшние, должны помнить и брать от Герцена? Во-первых, всячески сопротивляться атомизации общества, и возрождать хотя бы для начала в малых формах артельность и общинность. Во-вторых, способствовать возрождению духовно-нравственной основы общенародной солидарности, социальной и национальной справедливости, и в конченом итоге утверждению соборности. В-третьих, выступать за этический социализм, базирующийся на принципах подлинного братства, правды-истины и правды-справедливости. В-четвертых, быть «национальными интернационалистами», т.е. уважать принцип «вашей и нашей свободы», прав всех народов без исключения и главного из прав — права на жизнь. А также быть истинными персоналистами, повторяя вслед за Герценом: необходимо бороться «против всякой неволи во имя безусловной независимости лица». Лишь на путях синтеза личностного начала и свободного единения (соборности) людей можно будет воплотить в жизнь идеалы Русского Социализма. Тогда лозунг «один за всех, и все за одного» — станет не просто боевой речевкой, а смыслом существования.