Активисты Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар» (Московская татарская православно-христианская община) 6 июля 2019 года на Московском Сабантуе-2019 отметили 750-летие Золотой Орды (Улус Джучи). Конечно, годовщина является во многом условной и приурочена к Таласскому Курултаю, когда в 1269 году улусные правители хан Борак, хан Хайду и представитель хана Менгу-Тимура (по некоторым данным сам Менгу-Тимур) встретились на реке Талас для прекращения войн, распрей и заключения мира и единства в соответствии с Ясой Чингисхана, тогда ханы договорились разделить сферы влияния.
Семь дней царевичи пировали; на восьмой день начались совещания при главенстве Хайду, который обратился к остальным царевичам с речью о мире. Борак требовал, чтобы ему, как законному преемнику хана Чагатая, был отведен юрт, который мог бы прокормить его войско. Ему отвели две трети Мавераннахра; остальной частью должны были владеть сообща Хайду и Менгу-Тимур. Решения, принятые на курултае, и сам характер переговоров показывают, что все участники были проникнуты духом Ясы и степными традициями.
И за отправную точку можно брать как намного более ранние (например, с момента основания Великого Монгольского Улуса или Улуса Джучи в его составе, или даже ещё раньше — например, с момента основания кыпчакских ханств), так и поздние даты, но тут важна не точность датировок, а суть вопроса. Ведь Россия является наследником не только Византийской Империи, но и законным наследником и преемником Золотой Орды (Улуса Джучи) и даже всего Великого Монгольского Улуса. Также на это наследие претендуют и другие страны, например, Казахстан, Монголия и Китай, но это должно стать фактором не разделяющим народы наших стран, а объединяющим их, особенно это актуально в рамках проектов ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС, а также перспектив предложенного президентом России Владимиром Путиным «интеграции интеграций» (сопряжение ЕАЭС, АСЕАН и ШОС).
Таким же объединяющим народы, каким является праздник Сабантуй, имеющий разные народные названия у разных этносов и субэтносов (одно из названий у некоторых татарских субэтносов — Кызыл йомырка Бәйрәм, у других татарских субэтносов так и называется — Пасха Бәйрәм, Бәйрәмнәрнең Бәйрәме, Олы Бәйрәм), но раньше празднуемый в одно время — в период Пасхи Христовой! И тут очень важен духовный аспект — при полной свободе вероисповедания в Золотой Орде, как и во всем Великом Монгольском Улусе, закреплённой ордынской конституцией того времени — Ясой Чингисхана, особое внимание и привилегии получило именно Христианство, особенно в правление хана Золотой Орды Менгу-Тимура. Кроме всего прочего, подобно хану Батыю и хану Сартаку, которые породнились со святым благоверным князем Александром Невским через усыновление и побратимство, что означало по сути приравнивание всех потомков Александра Невского к своим потомкам, хан Менгу-Тимур ещё породнился с князем ярославским, можайским и великим князем смоленским Феодором Чёрмным, также прославленным в лике святых, через выдачу замуж за последнего своей дочери Анны Менгу-Тимуровны.
Двое детей от этого брака — внуки хана Менгу-Тимура: святой благоверный князь Константин Улемец Ярославский – изге диндар бәк Күчти Галим Ярославльле, и святой благоверный князь Давид Ярославский – изге диндар бәк Давыт Ярославльле, изображены на иконе «Курултай татарских святых». Менгу-Тимур передал в качестве приданного своему зятю ряд татарских городов, в том числе бывших болгарских городов, среди которых заново отстроенные (по сути основанные) татарами: первая столица Золотой Орды — Болгар, и будущая столица Казанского Ханства — Казань. Эти факты стали в последствии одними из основных аргументирующих и правозакрепляющих наследие и преемство православных беклярибеков (великих князей) и ханов (царей) Русского Улуса (Залесской Орды) на все народы и земли как Улуса Джучи, так и всего Великого Монгольского Улуса.
По сути именно ханов Чингиза, Джучи, Батыя, Сартака, беклярибека или даже хана Александра Невского, многих других, и особенно Менгу-Тимура, при котором Русской Православной Церкви были предоставлены максимальные льготы, больше которых не было ни при чьём правлении ни до ни после, можно назвать основателями идеологии православного ордынства, в которой часто обвиняют Россию сторонники евроинтеграции. Ярлык хана Менгу-Тимура гласил: «Сию грамоту видящи и слышащи от попов и черньцов ни дани, ни иного чего не хотят ни возмут баскацы, княжи писцы, поплужники, таможници, а возмут ине по велицеи язе извиняться и умруть». Ярлык оберегал земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству. Еще в ярлыке Менгу-Тимура написано: «Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас…; да не клянут нас… Аще ли кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет». Этим ярлыком хан под страхом казни воспрещал брать дань и вообще всякие подати и налоги с Церкови и православного духовенства. Также давалась полная свобода относительно избрания кандидатов из мирян на духовное служение. В ярлыке Менгу-Тимура сказано: «аще ли (митрополит) восхощет иные люди к себе приимать, хотящия Богови молитися, ино на его воли будет». Православное ордынство — это идеология и практика исполнения заповедей православного Христианства о Любви к Богу и к ближним вне зависимости от их вероисповедания, и преображение в соответствии с этими заповедями Ясы Чингисхана и ярлыков ханов как ордынской конституции и федеральных законов, в которых закреплено право полной религиозной свободы при особой роли православного Христианства.
С тех пор весь Русский мир осознанно и неосознанно по-сути развивается именно в соответствии с вектором этой идеологии православного ордынства, иногда отклоняясь, но возвращаясь на заданный вектор цивилизационного развития, и не ограничивается территорией Российской Федерации, а распространяет свое влияние на всей канонической территории Московского Патриархата, которая территориально находится в границах завещания Чингисхана, которые условно можно сформулировать так «от Тихого Океана до Атлантического, всюду, куда ступят копыта татарских коней». Сюда входят: и территории современных Японии, обеих Корей (которые должны объединиться в одну Корею на основе православного Христианства и при посредничестве духовенства и мирян, в том числе православных татар, Русской Православной Церкви), Китая, Индии, Ирана и других стран на востоке; и территории Финляндии, Венгрии, Польши, Германии, Италии, Испании и других стран на западе; а также территории всей Латинской Америки с её индейско-романским фактором; и территории других частей света. Это положительная глобализация с Православного Востока (Православной Азии), естественно, что в православном ордынстве особую роль играет собственно татарский фактор с православной татарской традицией.
Православное ордынство с православным татарским фактором по сути является естественной уже существующей идеологической основой проектов ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС, а также перспективного проекта «интеграции интеграций» (сопряжение ЕАЭС, АСЕАН и ШОС). Поэтому осмысление и празднование 750-летия Золотой Орды является достоянием не только собственно татарского народа, но и всего Русского мира. Возвращаясь к теме Московского Сабантуя-2019 православные татары Москвы пообщались и сфотографировались с членами группы Элвина Грея, выступавшими на празднике: самим Элвином Греем и Кириллом Мойтонон.
Источник: Православные татары