В репертуаре музыкантов преобладают классические иранские таснифы на стихи Хафиза, Руми, аль-Газали и другие суфийские тексты.
Единственное большое выступление ансамбля «Бидель» в российской столице состоялось 27 октября в концертном зале «Оркестрион» на Новых Черемушках. Зрители, в основном, были иранцы, пришедшие сюда целыми семьями. Было много и представителей таджикской диаспоры Москвы. И, конечно же, встреча с музыкой, любимой с детства, стала для них настоящим праздником.
Pажигательное соло на дафе исполнял Масуд Хабиби. Помимо дафа, в ансамбле звучат каманче, уд, тонбак и танбур. Руководитель и создатель группы – известный в Иране певец Сейед Хесамоддин Серадж. Он родился в 1958 году в Исфагане, первые уроки музыки получил у своего отца, в доме которого всегда царила атмосфера искусства и гармонии. В 13 лет под руководством остада Сагари Хесамоддин Серадж начал играть на сантуре. А его учителями по вокалу были знаменитые классические вокалисты Ирана – Махмуд Карими и Мухаммад Реза Шаджариян.
Одновременно Сейед Хесамоддин Серадж учился на факультете архитектуры и градостроительства Тегеранского университета Шахида Бехешти. У него есть несколько опубликованных в научных изданиях исследований об эстетических аспектах архитектуры и сопоставлении различных форм искусства. Говорят, что «архитектура – застывшая музыка». Когда слушаешь Хесамоддина Сераджа, кажется, что музыка – звучащая архитектура.
Созданная в 1994 году группа «Бидель» давно успела полюбиться иранским слушателям и побывать с гастролями во многих странах. В Россию Сейед Хесамоддин Серадж и его группа приехали уже второй раз. Впервые москвичи услышали этих замечательных музыкантов весной 2006 года. Я тогда тоже присутствовала на записи их концерта на радио, который, помнится, вел известный журналист Сергей Маркус. И вот он снова оказался на концерте группы «Бидель». Уже в качестве зрителя. В антракте я попросила его поделиться своими впечатлениями:
– Представьтесь, пожалуйста.
– Сергей Маркус, культуролог, москвич, большой любитель иранской культуры в целом и самого сердечного, что в этой культуре есть – музыки.
– Ну и как вам эта группа?
– Группу «Бидель» я слушаю уже второй раз. Года четыре тому назад они приезжали и давали концерт в прямом эфире из студии радио «Орфей». И это большая радость не только для москвичей, но и для всех россиян. Потому что мы вживую услышали дыхание настоящей импровизационной суфийской иранской музыки. Это очень важно, что я говорю «живой, импровизационной». Потому что здесь все построено на мимолетном дыхании. Конечно, здесь огромная база – канон, традиции. Но в то же время, здесь особо важно конкретное состояние конкретных певцов в данный момент. И мне кажется, что сегодня этот ансамбль поет еще на большей высоте, чем раньше. Может быть, я так сужу, потому что в прошлый раз я был ведущим этого концерта и переживал, делая какие-то комментарии. А сегодня мне кажется, что они поют еще на большей высоте. Но, с другой стороны, может быть, это я просто начинаю слышать больше.
Я думаю, что такого рода музыка не должна слушаться один раз, или там 2, 5 или 7 раз. Необходимо проникновение в дух Ирана, чтение литературы, освоение поэзии, встречи с людьми, переживание за Иран, за русско-иранские отношения. Потому что мы издревле связаны как славяне и арийцы. У нас древние общие корни.
Я не могу сказать – я не музыковед – есть ли эти общие корни на уровне музыкальных форм, на уровне музыкальных инструментов – тоже вряд ли. Хотя некоторые инструменты у нас в чем-то похожи. Но почему-то наша душа, воспитанная совсем в другой музыкальной среде, откликается на это. Конечно, я думаю, что впервые слушающий иранскую музыку русский человек слышит в ней, прежде всего, некую экзотику. Ему кажется, что это некая картинка, некая сказка, что это что-то далеко. Но на самом деле это то, что в глубине каждого из нас. Я думаю, что этот древний иранский музыкальный …рай, он горючий, огненный, темпераментный, очень ритмовый, ударный, мы слышим, что здесь даже струнные инструменты работают здесь через удар, через ритм. И в то же время нежнейший человеческий голос. Человек на фоне этого пожара и ритма иранской музыки представляется существом чрезвычайно нежным, чрезвычайно ранимым, чрезвычайно сердечным. Мне в иранской традиции как раз импонирует вот эта высокая человечность живых инструментов и чрезвычайная нежность и ранимость голоса.
Ну, и по традиции, после концерта я поинтересовалась впечатлениями слушателей. Причем, явно не иранцев:
– Мне очень понравилось! У меня сложилось такое впечатление, что музыканты, которые сегодня играли, они не только играли, но мое сердце слышало их музыку, а они слышали мое сердце, и они играли вместе!
– А вы раньше были на таком концерте?
– Нет, я впервые. Ничего подобного я даже не слышал никогда.
– Удивительное впечатление. И какое-то чувство чего-то очень родного. Оно мне напоминает какую-то традиционную нашу музыку, может быть, немножко. У меня корни с Украины, и что-то похожее немножечко есть. В то же время, что-то отличается, и что-то близкое, родное тоже есть в этой музыке.
– А кто вы по профессии?
– Я по профессии врач.
– А как вас зовут?
– Алексей.
– Какое ваше впечатление от концерта?
– Вы знаете, замечательно просто! Пришла, отдохнула, и произошло просто какое-то очищение души. Стало легко на сердце. И всё плохое ушло куда-то.
– А вы первый раз на иранском концерте?
– Да, я первый раз на концерте иранской музыки.
– А кто вы про профессии?
– Бухгалтер.
– Как вас зовут?
– Татьяна.
– Придете еще на такой концерт?
– Обязательно приду!
На этом, дорогие друзья, я заканчиваю свой репортаж о выступлении иранской группы «Бидель» в Москве. Если вы загляните на наш сайт, то увидите еще и фотографии с этого памятного концерта.
С вами была Аида Соболева. Не уставайте! Слушайте радио «Голос Ирана».
Для вас поет Сейед Хесамоддин Серадж.
(музыка)