Под угрозу разбазаривания и, возможно, уничтожения попал Каракалпакский государственный музей искусств имени И.Савицкого.
Что за музей такой? Ещё в 50-ых годах прошлого века московский художник Игорь Савицкий приехал в Нукус, занимался тут археологическими исследованиями. А в 1966 году добился создания Нукусского музея. Его коллекцию составили авангардные и поставангардные работы, которые в сталинское время были под запретом. Тогда ведь многих художников арестовывали, отправляли в ссылки, а кому-то удавалось спрятаться и втихую творить в отдалённых районах СССР, например, в таких, как Нукус в Узбекистане.
Игорь Савицкий
Савицкий разыскивал родственников художников, которые хранили их работы в подвалах. Он покупал эти работы и смело вешал их на стены своего музея в Нукусе. В результате таких поисков ему удалось найти и сберечь 50 тысяч полотен и скульптур. Целая же коллекция музея сейчас насчитывает 90 тысяч предметов и считается по численности второй коллекцией русского авангарда в мире.
И до совсем недавнего времени дела у музея шли отлично. После смерти самого Савицкого директором музея стала Мариника Бабаназарова. И оставалась им поныне с 1984 года. Те, кто её знает, называют её хорошим руководителем, честным, преданным своему делу, и главное, — музей с ней жил и развивался.
Мариника Бабаназарова
В 2003 году построен трехэтажный корпус, куда переехала коллекция, сделавшая музей знаменитым на весь мир. А с 2013 года ведется строительство ещё двух корпусов, их должны сдать в сентябре этого года.
Но, по-видимому, директор музея мешает чиновникам, или кому-то ещё проворачивать свои грязные делишки. С 2011 года в учреждении постоянно проводятся проверки, словно кто-то устроил массированную атаку, но ни одного факта хищения не было установлено.
А уже летом уже этого года в музее была проведена инвентаризация объектов искусства по анонимному письму. В результате этой проверки пришли к выводам, что часть из экспонатов, якобы, является подделкой. А сами оригиналы перепродала директор. Хотя, как говорят сотрудники музея, в этой комиссии по проверке не было ни одного искусствоведа, и они даже не имели специальной аппаратуры и просто не могли сделать точный анализ картин. В общем, эта инвентаризация, по их мнению, — лишь способ очернить директора и убрать её с дороги.
Вот, что сотрудники музея написали министру по делам культуры и спорта Узбекистана Баходиру Ахмедову по этому поводу:
И тут 21 августа Бабаназарова подаёт заявление об увольнении. В Минкультуры сообщили, что она уволилась по собственному желанию, просто решила уйти на пенсию, и просят не поднимать из-за этого шум.
Однако, заявление, оказалось довольно странным. Там не было даты увольнения, номера указа, и вообще Мариника просила предоставить ей время для того, чтобы достойно провести столетний юбилей Савицкого, который пройдет 4 сентября. Но не дали время.
Спустя пять дней, в музее вновь прошло собрание с участием всего коллектива, самой Бабаназаровой и представителей Министерства культуры. Минкульт торжественно назначил и.о. директора Пахретдинову, бывшего директора музея боевой славы Каракалпакстана. Коллектив музея был в шоке от происходящих перемен и потребовал объяснений от Бабаназаровой. И та призналась, что писала заявление под давлением.
На следующий день она отозвала поданное заявление об увольнении в соответствии со ст.99 Трудового Кодекса, которая предусматривает такое действие, и написала заявления во все необходимые инстанции, объяснив вынужденность своего поступка.
Как говорят знакомые Бабаназаровой, она сейчас находится в тяжлом эмоциональном состоянии: ее заставили забрать все свои вещи из кабинета, она уже перенесла два инфаркта, и родные боятся как бы из-за этой ситуации не случился третий.
«Я сделала много, чтобы обратить внимание ответственных лиц на происходящее. Но в ответ получила решение, которое дает понять, что я больше не нужна на посту директора музея, — написала в фейсбуке Мариника. – Меня потрясла реакция моего коллектива, который возмутился не только произволом, но и моим «смирением». Люди кричали и плакали от шока происшедшего. Но некоторые руководители и недруги уже манипулируют этой ситуацией в свою пользу. Кого мы обманываем?
Я все еще надеюсь, что ответственные лица разберутся и примут правильное решение, с учетом мнения не только коллектива музея, независимых экспертов, но и мировой общественности».
Реакция коллектива действительно удивительна, если принимать во внимание факт того, что народ в Узбекистане вообще редко протестует. В фейсбуке создали группу поддержки Бабаназаровой, где уже набралось две тысячи участников. И все сотрудники музея выступили против её увольнения.
По словам сотрудников музея, вся кампания против Бабаназаровой – дело рук людей, заинтересованных в расхищении коллекции, накопленной за полвека, в пользу частных коллекций. По-видимому, её так и собирались убрать перед юбилеем художника. И чиновники не хотели, чтобы именно она принимала новые здания, которые должны сдать в сентябре, потому что после этого её вообще сложно будет убрать. Есть ещё версия что музей, который приезжают посмотреть люди со всего мира, хотят перенести в Ташкент.
Сейчас сотрудники Нукусского художественного музея требуют провести расследование той самой сомнительной проверки. Они боятся, что после того, как от Бабаназаровой избавятся, начнётся расхищение дорогой коллекции. Тем более, в Узбекистане такое бывало уже не раз. Вот, к примеру, главный хранитель Государственного музея искусств Узбекистана Мирфайз Усмонов в течение 15 лет продавал картины и вывешивал вместо них подделки.