Воскресшие мамонты и ожившие скифы

О манифесте «новых евразийцев»

В России оформилось новое евразийское движение. Учредительный съезд его прошел в Тюмени, что симптоматично. Не в столицах, не в центральной России, а в одном из старинных и при этом динамично развивающихся городов Сибири.
У нового движения есть собственная идеология с тремя источниками и тремя составными частями, как говаривал классик. Источники – это:
— народный социализм (народничество) в различных его модификациях – от родоначальников идеи (чайковцы и т.д.) вплоть до ливийской Джамахирии и идей «последнего народника» Святослава Федорова, реализовавшего на практике в своем МНТК «Микрохирургия глаза» народнические принципы артельной организации труда и участия всех и каждого в общем деле;
— евразийство, т.е. комплекс представлениий о России как особом, самобытном, многонародном мире, самостоятельной цивилизации, отличной как от западной, так и восточных цивилизаций, ныне существующих и исчезнувших, Евразия как понятие не только географическое, но и духовное;
— скифство – погружение в евразийскую историю на тысячелетия, к тому самому «царю Гороху» (Хорсу североиранской, а затем и восточнославянской мифологии), к истокам, что было культурно оформлено представителями русской интеллигенции (опять-таки в основном народнической) в начале ХХ века и нашло воплощение в сборнике «Скифы».

Три составные части – это:
— экономическая теория, основанная на принципах справедливости, общего труда во имя общей цели, достижение благосостояния общества и каждого его члена не через казенную уравниловку-распределиловку (СССР), не через дикий рынок (девяностые годы и не через современный госкапитализм, а через артельный социализм в его разнообразных формах. Для автора этих строк таким образцом служит традиционная поморская рыболовная и зверобойная артель («ромша», «котляна» — от принципа «общего котла»);
— политическая теория, предусматривающая сетевую организацию общества, широкую «демократию участия», развитие всех форм самоуправления, представительства и нормотворчества – от органов территориального общественного самоуправления до парламента, общество, где права индивида и интересы государства гармонично уравновешиваются правами народов (этносов и субэтносов) и интересами регионов и муниципий;
— культура как поле для «революционного традиционализма», сочетающего архаику и авангард, следование национальным архетипам и творческий поиск, т.е. традиция без косности и окостенения и креатив без пошлого масскульта, эгоцентрического «выпендрежа» и дурно понятой элитарности.
Новое евразийство должно стать свежей струей, обновляющей впавшее в стагнацию общество – а, значит, и саму государственность. При этом подлинное обновление общества («перестройка по-евразийски») означает окончательное избавление России от романо-германского ига и тесно связанного с ним московско-питерского гнета, а, значит, перенос геополитического центра в глубинную Евразию, т.е. в ту же Сибирь. За новым центром останется принятие решений по стратегическим вопросам (армия, флот, дипломатия, федеральная инфраструктура и т.д.) и координационные функции по всем остальным. Ни «укрепители вертикали» посредством пропагандистской виагры-йохимбе, ни борцы с вертикалью, мечтающие сами ею порулить в эту модель не вписываются. В новом евразийском мире не будет места ни «единороссам», ни «навалятам».
В заключение хотелось бы сказать пару слов об инициативах новых евразийцев. «Термояд в каждый дом»? Звучит не первый взгляд смешно и нелепо, что-то вроде китайского «Большого скачка» (домна в каждом дворе).
Но почему бы и нет? Ведь некогда (не столь уж давно) идея «Компьютер – в каждую квартиру» и всеобщая интернетизация казались утопией, но она реализовалась при жизни скептиков. Так и массовое внедрение термояда когда-то станет былью… не исключено, что и при жизни нашего поколения.
Омбудсмен по защите прав диких животных. Идея неплохая, но для начала нужно учредить должность уполномоченного по правам народов (не только коренных и малочисленных), этно-омбудсмена.
Наконец, плейстоценовые парки, где рядом будут пастись овцебыки и сайгаки, а также клонированные мамонты (как тут не вспомнить поэта Михаила Зенкевича с его «мамонтом, воскресшим алою льдиной»). Могу предложить еще одну инициативу, заманчивую и реализуемую уже сейчас.
Речь – об эоценовых садах (зимних садах), которые воспроизводили бы флору Арктики 50-миллионолетней древности. Мамонты и прочие гиганты кайнозоя вымерли, а вот абсолютное большинство растений сохранилось.
Описание арктотретичной флоры есть в Большой Советской энциклопедии:

«Для ископаемой флоры Гренландии, Шпицбергена и др. характерны пальма сабаль, хлебное дерево, эвкалипт, фикус, камфорный лавр, а также дуб, бук, тополь, ива, орешник и др. Эта флора вполне сходна с палеогеновой растительностью Европы. В миоцене значение тропических видов, характерных для мелового периода, во флоре Европы уменьшилось. Преобладание получили субтропические магнолии, олеандры, гранаты, лавры, появились тополя, грецкие орехи, буки, каштаны, клёны. Некоторое сходство с американскими и китайскими лесами придавали европейским лесам болотный кипарис, секвойи, тюльпанное дерево, гинкго, протейные, ликвидамбар. Так сложилась А.ф., распространённая кругополярно по всей внетропической суше Северного полушария».

В городах Севера от Мурманска до Анадыря, под куполами с искусственным освещением на период полярных ночей будут расти пальмы и лавры древней Арктики. А под их сенью стоять фигуры ископаемых животных, когда-то бродивших в кайнозойских лесах. Если желать возвращения в Арктику приледниковой фауны, то почему бы не вернуть туда еще и островки древних джунглей, искусственно воссозданные энтузиастами как потерянный и вновь обретенный эдемский сад?

Анатолий Беднов

Иллюстрация — Вячеслав Ларионов (Архангельск)

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>