Ямная культура – «доисторическая» Скифия
Согласно данным археологии все культуры скифо-сибирского мира ведут свое происхождение от культур срубной и андроновской культур, а они, в свою очередь, ведут общее происхождение от ямной археологической культуры36. Практически то же самое говорит и ДНК-генеалогия: «Результаты показали, что группы кочевников железного века из Южного Урала и Казахстана, по культурным особенностям сходные с классической культурой скифов Северного Причерноморья, располагаются недалеко друг от друга, то есть связаны между собой и генетическим сходством. Ближе всего к ним находятся популяции позднего бронзового века и железного века из России, позднего неолита и бронзового века из Центральной Европы, популяции энеолита из Самары, популяции ямной и срубной культур бронзового века»34.
Что же это за «ямная культура», носители которой смогли создать такую страну? Вот что говорит о ней Большая российская энциклопедия: «Ямная культура или ямная культурно-ис-торическая общность — этнокультурный массив скотоводов степей и юга лесостепей Восточной Европы бронзового века (III – середина II тыс. до н.э.). Основная территория распространения данной культуры – Северное Причерноморье и Северный Прикаспий, от южной Волги до южного Дуная. Отдельные памятники известны в степях Казахстана и в По-дунавье до Сербии и Венгрии. Выделена В. А. Городцовым в 1905 среди ранних курганов юж.-рус. степей по погребениям в ямах, в отличие от более поздних катакомбных и срубных. С 1950-х гг. стала рассматриваться как основа курганной культуры, обусловившей индоевро-пеизацию Европы»35.
Интересно последнее предложение этой статьи: «С 1950-х гг. стала рассматриваться как ос-нова курганной культуры, обусловившей индоевропеизацию Европы». Здесь речь идет о
16
Курганной гипотезе, высказанной в 1956г. американским археологом и лингвистом литовского происхождения Марией Гимбутас, согласно которой территория ямной культуры является прародиной всех индоевропейских народов3. Значит и протоскифы, и протоиндоевропейцы – это одни и те же люди, представители ямной археологической культуры, или ямники. Т.е. одна часть ямников заселила Евразийское пространство и создала Великую Скифию, в то время как другая – ушла за его пределы в Европу и Индоиран, где создали новые цивилизации. Если это действительно так, то нашу страну можно считать родиной индоевропейской цивилизации. Не Европа принесла нам культуру, а мы создали Европу!
То, что индоевропейские народы, заселившие практически всю Европу и существенную часть Азии, произошли от причерноморских скифов – свидетельствуют и эпосы этих народов. В основном источнике кельтского эпоса «Книге захватов Ирландии» предки кельтов прямо названы скифами, жившими на Азовском и Каспийском морях; в германском эпосе предками германских народов названы асы, жившие в Великой Скифии при впадении Дона в Азовское море; в индийском и иранском эпосах предками иранских и индийских народов названы арии – народ, пришедший с севера. Есть косвенные сведения о скифском происхождении и в греческом, и в римском эпосах.
Что же еще известно о ямниках в глубокой древности изменивших всю политическую карту земного Шара? В официальной исторической литературе, кроме чисто археологических данных, о них сведений нет, но если обратится к античным источникам, то кое-что найти можно. Собственно Скифия, по мнению, официальных ученых, существовала в I тысячелетии до нашей эры, но античные авторы упоминают скифов, живущих в Северном Причерноморье и в более раннее времена, на рубеже III и II тысячелетий до н.э. Т.е. эти сведения как раз и относятся к периоду ямной культуры. Античные авторы не делили население Причерноморья по разным периодам – скифами они называли, как представителей скифских культур, так и культур более ранних: срубной, андроновской и, наконец, ямной. Так вот, к периоду ямной культуры можно отнести два сообщения античных авторов о событиях, по их словам произошедших в Причерноморской, т.е. Малой, Скифии. Это Скифо-египетская и Скифо-киммерийская войны. Кроме того, описания этих войн можно найти и в эпосах народов, которые являются потомками скифов, евразийских и индоевропейских. Т.е. два этих события были настолько значимы для наших предков, что память о них они смогли пронести через тысячелетия. Причем Скифо-египетская война вошла в основном в эпосы евразийских народов, независимо от их языка, а Скифо-киммерийская война – в эпосы индоевропейских народов, предки которых ушли за пределы Скифии. На мой взгляд, первое событие стало причиной расселения древних скифов по всей территории Евразийского пространства и создания Великой Скифии, а второе – исходу части скифского населения и созданию ими новых государств.
Эпосы о скифской прародине
Выше, я привел много подтверждений скифского происхождения народов Евразии, но при желании, ученые смогут поставить их под сомнение. Единственное, против чего их аргументы бессильны – это народная память. Так вот, народная память большинства евразийских народов в своих эпосах сохранила память о событии из жизни древней Скифии – Скифо-египетской войне. Думаю, именно она стало причиной расселения скифов на всем Евразийском пространстве и создания Великой Скифии, а также разделению их языка на индоевропейскую, уральскую, алтайскую и кавказскую ветви.
Еще одно событие из жизни Малой Скифии, которое сохранила народная память – это междуусобная Скифо-киммерийская война. О нем больше сведений сохранили эпосы индоевропейских народов, предки которых покинули Евразийское пространство. Именно эта
17
война, скорее всего, и послужила причиной их исхода. Теперь напишу подробнее о двух этих войнах, приведу их описания из античной исторической литературы и народных эпосов. Я думаю, описание этих событий сможет занять достойное место в истории нашей страны и Евразийского пространства в целом.достойное место в истории нашей страны и Евразийского пространства в целом.
Скифо-египетская война и Азиатский поход
Античные источники
Сведения о Скифо-египетской войне и последующем за ней Азиатским походам скифов сохранились в трудах многих античных авторов. При описании этих событий они опирались на древнеегипетские источники.
Египетский фараон, которого разные авторы называют Сесострис или Весозис, захватил большую часть мира и отправился в поход на Скифию, где в это время правил царь Танай (Таназиус). Дальше продолжу словами древнеримского автора Помпея Трога: «Первым, кто объявил скифам войну, был египетский царь Везосис. Предварительно он направил к ним послов с требованием покорности. Но скифы, заранее узнав от соседей о приближении царя, ответили послам, что глава столь богатого народа безрассудно начинает войну против нищих, между тем как ему следовало бы скорее опасаться нападения, ведь исход войны сомнителен, победа не принесет выгоды, а ущерб налицо. Поэтому скифы вовсе не намерены ждать, когда враги доберутся до них, и так как они могут получить от врагов гораздо больше, то они сами пойдут навстречу добыче. Сказано – сделано. Царь, узнав, что враги приближаются с такой быстротой, бежал, покинув свое войско со всем заготовленным для войны, и в страхе укрылся в своем царстве. Вторжению скифов в Египет помешали болота».
Остановившись в Палестине, скифы получили от египетского фараона богатые дары и повернули обратно. Помпей Трог продолжает: «Повернув обратно, скифы покорили Азию, сделали ее своей данницей, но обложили ее умеренной податью, скорее в знак своего владычества над ней, чем в знак вознаграждения за победы. На покорение Азии скифы потратили 15 лет, но были вызваны оттуда по требованию своих жен, которые через посланцев передали им, что если они не возвратятся, то их жены намерены прижить потомство с соседями, но не допустят, чтобы по вине женщин пресекся род скифов».
Для начала рассмотрим, кто такой этот загадочный фараон Сесострис-Весозис. Если прочитать списки египетских фараонов, то таких имен не встретишь. Но если заглянуть в античные источники, то можно увидеть, что в них всем фараонам присвоены другие, античные, имена. В этих списках есть и Сесострис, и Весозис, но это два разных правителя. Так Сесострис соответствует фараону XII династии Сенусерту III, правившему в XIX веке до н.э. (возможно и ранее), а Весозис – фараону XIX династии Мернептаху, правившему в XIII до н.э. Исходя из времени описываемых событий, можно сделать вывод, что речь все-таки идет о Сенусерте III, т.е. Сесотсрисе. И еще, Сесострисом называли его более ранние авторы, такие как Геродот, Диодор Сицилийский, а Весозисом – уже более поздние. Скорее всего, путаница произошла из-за схожести имен. На Скифию напал египетский фараон Сенусерт III на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры. Теперь рассмотрим сведения евразийских эпосов.
Тюркский эпос
18
В тюркском эпосе одной из основных действующих фигур является Огуз-хан, правитель древних тюрок. Так же, как и скифский Танай, он покорил всю Азию, дошел до Египта и обложил его данью.
Соответствие между тюркскими сказаниями о походе Огуз-хана и античными – об Азиатском походе скифов заметил еще в XVIII веке российский историк В. Н. Татищев: «О переходе их (скифов) в южную Азию и Европу, первое, видится, с Огус ханом, если то самое у Геродота, кн. I, гл. 29, кн. IV, гл. 10, описано. (…) чрез горы в Мидию и Медию прошли, потом в Ассирию и до Египта ход свой и победы продолжа, в тех пустынях арабских вселились. Однако ж их немалая часть по Дону, Днепру и до Дуная осталась».
А теперь сами сравните описание похода на Египет из древнетюркского источника — книги «Огуз-Намэ» с описанием похода скифов на Египет из Геродота.
Геродот: «Отсюда (из Азии) скифы направились на Египет. Когда они стали в Сирии Палестинской, египетский царь Псамметих (в других частях текста автор называет этого же фараона «Сесострис») вышел навстречу им и просьбами и подарками удержал их от дальнейшего движения».
«Огуз-Наме»: «После того как Огуз обратил Дамаск в иль (область, провинция), он принял решение захватить Египетский край и с этой целью отправился туда. (…) В день своего выступления он отправил в Египет своих послов – каждого с тремя конями, чтобы они сообщили им о том, сколько войск он придал каждому из направленных в Египет своих сыновей и что сам с большой армией следует за ними. После отъезда послов он остался в Дамаске, а сыновья отправились с выделенными войсками. Огуз провел зиму в окрестностях Дамаска и Гуты и в округах Иерусалима и Халила, где люди занимались охотой. Жители Дамаска тоже направили в Египет посланца, через которого они сообщили египтянам о состоянии армии Огуза и дали понять, что в связи с этим сражение с ним закончится для них печально. Это сообщение произвело на египтян большое впечатление. И как только сыновья Огуза подошли к границам Египта, к ним навстречу вышли все знатные люди страны. Они доставили сыновьям Огуза подарки и дорогие вещи и, став илем, подчинились им. Они условились о выплате в казну, и его сыновья оставались в Египте в течение года. (…) В этом году они получили от Египта налоги за три года. Получив для армии много денег, они по приказу Огуза возвратились назад и предстали перед своим отцом».
Как вы увидели, в двух приведённых отрывках скифы и тюрки Огуз-хана, идя в поход на Египет, остановились в Сирии и Палестине, получили дань от египетского фараона и повернули обратно. Тюркский рассказ о походе Огуз-хана — практически точное, только более расширенное, изложение античной истории об Азиатском походе скифов. Огуз-хан — это скифский царь Танай.
Прочитав эту главу, вы можете решить, что скифы – это древние тюрки, но аналогичная история, как я уже говорил, есть и в других евразийских эпосах: в армянском, русском и нартском (общем эпосе народов Северного Кавказа). Только вместо скифов в них действующими лицами являются уже не тюрки, а древние армяне, древние славяне и нарты, предки северокавказских народов соответственно. Теперь перейдем к другому евразийскому эпосу — армянскому.
Армянский эпос
Одним из царей древней Армении армянский эпос называет Арама Великого. Он, как и скифский Танай, и тюркский Огуз-хан, прославился благодаря своему Азиатскому походу.
19
Некоторые азиатские земли Арам присоединил к своей стране, а некоторые – обложил данью.
Вот описание Азиатского похода Арама Великого, которое я взял из книги «История Армении» Мовсеса Хоренаци (V век): «Незадолго до того как Нин стал властелином Ассирии, Арам, теснимый окружающими народами, собирает множество храбрых соплеменников – лучников и искуснейших копейщиков, юношей и зрелых, ловких в схватках, отважных сердцем и готовых к сражениям – числом около пятидесяти тысяч. У границ Армении он встречает мидийских юношей под предводительством некоего Нюкара, прозванного Мадесом, гордого и воинственного мужа, как отмечает тот же летописец. По-разбойничьи, подобно кушанам, топча копытами лошадей пределы Армении, он угнетал страну в продолжение двух лет. Но тут Арам, нагрянув внезапно, еще до восхода солнца, истребляет все его полчища и, схватив самого Нюкара, прозванного Мадесом, приводит в Армавир и там велит пригвоздить его к стене на вершине башни, забив ему в лоб железный клин, на обозрение прохожим и всем прибывшим туда. Страну его, вплоть до горы, именуемой Зарасп (речь идет о Мидии), он обложил данью и держал в подчинении до воцарения Нина над Ассирией в Ниневии».
Затем автор добавляет: «По завершении борьбы с жителями Востока Арам, с той же ратью, движется к пределам Ассирии. Находит и там разорителя своей страны по имени Баршам, из рода великанов, с сорока тысячами вооруженной пехоты и пятью тысячами конницы, который обращал все окрестные страны в пустыню, притесняя их тяжестью налагаемой дани. Арам наносит ему поражение в битве и, истребив многих его воинов, гонит его через Кордук вплоть до Ассирийской равнины; сам Баршам погибает, настигнутый его ратниками».
Здесь у Хоренаци присутствует небольшая путаница в описании похода, но в целом он повторяет описание Азиатского похода скифов. Арам Великий – Танай, Баршам – фараон Сесострис, а Нюкар Мадес, т.е. «мидиец» — это царь Мидии, который присутствует и в античных источниках. Только с ним скифы сразились уже после похода на Египет, на обратном пути.
Интересно такое соответствие. Азию Арам обложил данью «до воцарения Нина над Ассирией в Ниневии». А вот, что пишет о последствиях Азиатского похода скифского царя Таная античный автор Помпей Трог — после описания войны скифов с египтянами и захвата Азии он добавляет: «…платила Азия дань скифам. Прекратил выплату дани царь ассирийский Нин». Ну не могли два разных царя в одно и то же время обложить данью одну и ту же территорию. Т.е. Арам Великий – это скифский царь Танай, он же Огуз-хан.
Как вы увидели и тюрки, и армяне в своих эпосах повторяют одну и ту же историю из жизни Скифии, называя ее действующими лицами своих непосредственных предков. Т.е. были когда-то тюрки и армяне одним народом, называвшимся «скифы»! А как же славяне? Если они тоже потомки скифов, то похожая история должна быть и в их эпосе. И она есть.
Русский эпос
Во многих русских летописях присутствует эпическая вставка, называемая «Сказание о Словене и Русе», где приведена краткая «дорюриковская» история Руси и славян в целом. В Сказании прямо сказано, что славяне – потомки скифов, и они «ходили и на Египетские страны воевать, и много храбрости показали во еллинских и варварских странах, великий страх от них тогда был». Как видите – это явная отсылка к походу скифов Таная на Египет. Но это не все.
В русском героическом эпосе существует одна былина, выделяющаяся из всего ряда былин своим необычным сюжетом – э то былина «Волх Всеславьевич». Если основная масса
20
русских былин рассказывает о защите богатырями Земли Русской, то эта, наоборот, говорит о захватническом дальнем походе — в классическом варианте былины русский князь Волх Всеславьевич идет в поход на Индию и захватывает ее. Есть еще два другие, менее распространенные, варианта этой былины: в одном – Волх идет в поход на Турцию, во втором –в Иерусалим. Если взять описание похода Огуз-хана из тюркского эпоса, то в нем описана та же география – поход на Индию, поход на Рум (Малую Азию), ну и посещение Иерусалима – «Огуз провел зиму в окрестностях Дамаска и Гуты и в округах Иерусалима и Халила»28.
Может в ней рассказывается о каком-то другом походе на Индию? Здесь на помощь приходит греческий эпос. Греки, как индоевропейский народ, так же сохранили сведения об Азиатском походе своих далеких предков-скифов в мифе об Индийском походе Диониса. Он объединяет историю об Азиатском походе скифов и русскую былину об Индийском походе Волха Всеславьевича. Краткое содержание греческого мифа такое. Греческий бог виноделия Дионис, его второе имя Вакх, долгое время путешествует по Египту и Палестине, затем идет в военный поход на Индию и захватывает ее.
Этот миф с русской былиной, кроме похода на Индию, связывает личность предводителя похода. Волха и Диониса объединяют магические способности: и один, и второй умели перевоплощаться в различных животных; второе имя Диониса, Вакх, очень напоминает имя Волх. Ну и двух героев объединяет практически полное соответствие мифа об их рождении: отцом Волха был змей, а отцом Диониса – Зевс, явившийся к его матери в образе змея; когда рождались и один, и второй – гремел сильный гром, это обстоятельство особо подчеркивается и в русской былине, и в греческом мифе.
Еще миф о Дионисе с описанием Азиатского похода скифов объединяет рассказ об основании палестинского города Скифополь (сейчас Бейт-Шеан в Израиле). Как вы увидели – название его связано со скифами и, согласно одной из легенд об его основании – он был основан «скифами, ходившими в поход на Египет»27. Согласно еще одной легенде, приведенной античным автором Гаем Юлием Солином, скифов, основавших этот город, возглавлял Дионис. Второе древнее название Скифополя – Ниса, а имя «Дионис» буквально означает «бог Нисы». Т.е. Дионис – это и скифский Танай, и русский Волх. Соответственно Волх – это Танай, Огуз-хан и Арам Великий.
Нартский эпос
Ну и еще одно описание Скифо-египетской войны и Азиатского похода я нашел в Нартском эпосе, общем эпосе народов Северного Кавказа. В нем рассказывается о подвигах богатырей, называемых «нарты», древних жителей Северного Кавказа. Миф, соответствующий рассказу о Скифо-египетской войне, я встретил в двух вариантах – осетинском и лакском (лакцы – один из дагестанских народов). В нем рассказывается о походе на Страну Нартов черных уаигов (злых великанов).
«Черноголовые уаиги были могучими насильниками. Это, беспощадное и здоровое племя победило всех людей, что жили по соседству с ними. Непобежденными остались одни только нарты — удалой народ»30. Когда нартские богатыри были на охоте, черные уаиги напади на их страну. На ее защиту вышли нартские девушки, однако злые великаны взяли их в плен. Затем была решающая битва нартов с уаигами на Черном море, а стало оно «черным» от крови убитых уаигов. Напомню, что решающая битва скифов Таная с египтянами Сесостриса также была на черноморском побережье Кавказа – в Колхиде. Затем был победоносный поход нартов в Страну Уаигов, освобождение девушек и убийство предводителя черных уаигов Дзанге.
21
Думаю, теперь вы согласитесь с тем, что одна и та же история о Скифо-египетской войне и Азиатском походе присутствует в четырех разных эпосах народов евразийского пространства. Кто теперь сможет сказать, что эти народы не имеют общих корней? Книжную историю можно подправить, а народную память не сотрешь!
Возможно, это расселение скифов по просторам Евразии и соответствует теории бореальных языков. Часть скифов ушла на Алтай — алтайские языки, часть ушла на Урал — уральские языки, часть осталась в Малой Скифии – индоевропейские языки. Ну и еще одна часть ушла на Кавказ – отсюда общая древняя лексика в индоевропейских и кавказских языках.
Автор: Святослав Галанов