Все дороги ведут в Скифию (часть 5)

Скифо-киммерийская или гето-киммерийская война
Античные источники

Теперь вторая история, рассказывающая о древнейшем периоде существования Причерноморской Малой Скифии – это рассказ античных авторов о произошедшей в ней крупной междуусобной войне. Геродот называет ее Скифо-киммерийской. То, что киммерийцы – это ветвь скифов подтверждается рассказом об этой войне более позднего античного автора Иордана. В нем он называет скифов Геродота – гетами (геты – одно из названий скифов у древних авторов), а вот геродотовых киммерийцев он называет скифами. Т.е. война была между двумя ветвями скифов. В этой войне скифы-геты, изгнали из Причерноморья скифов-киммерийцев. Так как скифы были участниками этой войны и с одной, и с другой стороны, чтобы не создавать путаницы, буду в дальнейшем называть войну Гето-киммерийской, с одной стороны – скифы-геты, или просто геты, с другой – скифы-киммерийцы, или киммерийцы.
Теперь перейду к индоевропейскм эпосам. В эпосах всех индоевропейских народов, я не нашел только в албанском, есть рассказ о крупной междуусобной войне. Многие из них называют последствием данной войны переселение своих предков с древней прародины. Как будет видно ниже, сведения об этой войне, полученные из анализа мифологий, полностью подтвердят Курганную гипотезу, гипотезу о том, что индоевропейская прародина находилась именно в Северном Причерноморье.
Напомню кто такие индоевропейцы. Это совокупность народов исконным языком которых является один из языков индоевропейской языковой семьи. К этой семье относятся славянские, балтийские, германские, романские, кельтские, иранские, индийские языковые группы, а также отдельные языки: греческий, армянский и албанский. Все эти языки восходят к одному общему языку-предку, называемому протоиндоевропейский. Теперь перейдем к индоевропейским эпосам. Как вы сможете увидеть, в них описывается одна и та же междуусобная война. Соответственно она происходила на древней индоевропейской прародине.
Европейские эпосы. Троянская война
Итак, самый известный вариант рассказа о большой междуусобной войне – греческий миф о Троянской войне. Приведу его краткое содержание, оно будет необходимо для последующего сравнения мифов из разных эпосов.
В Малой Азии существовал город-государство Троя, основанный в древние времена царем Дарданом. Поводом к его войне с Грецией послужило следующее: сын троянского царя Приама Парис похитил жену царя греческого города-государства Спарты Менелая Елену Прекрасную, с ее согласия. Менелай потребовал вернуть ее и, получив отказ, стал готовиться к войне с Троей. На помощь ему пришли войска из всех греческих государств, а возглавил
22
союзное войско его брат, царь Микен Агамемнон. Основными героями в этой коалиции были Одиссей, царь греческого острова Итака, и Ахилл, царь греческого племени мирмидонцев. Воины этой коалиции в наиболее древних греческих источниках назывались данайцы, ахейцы и агривяне. Но и Троя сформировала свою коалицию: на помощь к ней пришли многочисленные народы Малой Азии. Осада Трои продолжалась 10 лет, и после безуспешных попыток ее взятия греки пошли на хитрость. Они сделали вид, что сняли осаду и ушли, но оставили на берегу огромного деревянного коня, вошедшего в историю как «Троянский конь», внутри которого спрятались воины. Троянцы забрали коня к себе в город, ночью из него вышли греки и впустили в город все греческое войско. Троя пала. Царь Приам был убит, а Елена возвращена мужу, троянский царевич Парис погиб в бою ранее. Через некоторое время троянцы отстроили Трою заново.
Добавлю, что миф о войне с таким же названием присутствует в римском, германском и бриттском эпосах. Содержание мифа во всех четырех эпосах примерно одинаково, различие состоит в том, что предки римлян, германцев и бриттов, в отличие от греков, были в другом враждующем лагере – они были троянцами. Если сопоставить с Гето-киммерийской войной – то греки – это геты, а троянцы – киммерийцы.
Индийский эпос. Битва на священном поле Курукшетре
Рассказ, точнее сразу два, о большой междуусобной войне есть в индийском эпосе, в одних из его главных произведений «Махабхарате» и «Рамаяне». В них, в отличие от европейских мифов о Троянской войне, события разворачиваются в Индии. А в целом их сюжеты практически полностью совпадают – во всех трех рассказах война связана с похищением жены одного из главных героев. Приведу их краткое содержание.
Рамаяна
У царя Дашаратхи, правящего в городе Айодхья (северная Индия), родилось четыре сына. Главным героем данного произведения и является один из них – Рама. Повзрослев, он женился на царевне соседнего царства Сите, для чего ему потребовалось пройти испытание – натянуть лук бога Шивы. Рама должен был унаследовать царскую власть, однако, из-за происков одной из жен царя, желавшей сделать наследником престола своего сына, он был отправлен в изгнание в лес на 14 лет. Вместе с Рамой в изгнание отправились его жена Сита и один из братьев Лакшмана. В лесу Ситу похищает царь демонов-ракшасов Равана и уносит в свое царство, расположенное на острове Шри-Ланка, где склоняет ее к замужеству. Рама, заручившись поддержкой Царя Обезьян, с армией, состоящей из обезьян и медведей, идет в поход на Шри-Ланку, переправляется через море, построив мост, захватывает столицу ракшасов, убивает Равану и спасает Ситу.
Махабхарата: В данном произведении описывается противоборство двух родственных индийских кланов кауравов и пандавов. Кауравов возглавлял царь Дурьйодхана, а пандавов - Юдхиштхира. Боролись они за престол царства Куру. Царство это вполне историческое и располагалось на севере Индии западнее государства, описанного в «Рамаяне». Его столицей был город Хастинапур (сейчас - в Индии в штате Уттар-Прадеш). Сначала в нем правил пандав Юдхиштхира. Затем он проиграл (в кости) царство каураву Дурьйодхане и вынужден был с четырьмя своими братьями и их общей женой Драупади отправиться на 13 лет в изгнание. Да, да, жена у братьев-пандавов была одна на пятерых. Ее добыл один из них, Арджуна, на состязаниях женихов-лучников. Итак, вернувшись после положенного срока пандавы хотели решить все разногласия с кауравами мирным путем, но один из вождей кауравов похитил их жену. Пандавы собрали коалицию из армий дружественных государств, также заручились
23
поддержкой божественного воина Кришны, дали бой кауравам и победили их. Это событие является кульминацией «Махабхараты» и называется «битва на священном поле Курукшетре».
Как вы увидели, в «Махабхарате» и в «Рамаяне» есть все то же самое, что и в европейских мифах о Троянской войне. Это и состязания женихов-лучников, и изгнание, и длительная аскеза главных героев, и похищение жены, и ее спасение, и победа над злодеями. Но есть и более явные соответствия.
Махабхарата:
1) И в «Махабхарате», и в «Рамаяне», и в х мифах о Троянской войне есть сюжет о состязаниях женихов-лучников, но в сюжет, описанный в «Махабхарате», больше всего близок к европейскому (греческому). Греческий вариант: Одиссей, после возвращения с Троянской войны, «превратившись в убогого нищего», неузнанным, участвует в соревнованиях женихов-лучников, которые сватаются к его же жене. В «Махабхарате» братья-пандавы также, неузнанными, попадают на состязания женихов-лучников: «Шествуя по дороге, в одежде отшельников, нагнали они великое множество брахманов, направлявшихся туда же, в столицу панчалов, и пошли вместе с ними, а войдя в город, поселились в доме горшечника. Здесь жили они так же, как в Экачакре, собирали подаяние, и никто из людей их не узнал». Из индийской истории не вполне понятно, зачем братьям-пандавам надо было оставаться неузнанными, а греческая история все расставляет на свои места. Одиссей хотел сделать своей жене «сюрприз».
2) Один из главных греческих военноначальников на Троянской войне был Ахилл (Ахиллес). Помните историю об «Ахиллесовой пяте»? В детстве мать, желая его сделать неуязвимым, закаляла Ахилла специальным образом: опускала в огненную печь или, в другом варианте, погружала его в воды реки Стикс, отделявшей мир живых от мира мертвых. При этом она держала его за пятку, и эта часть его тела осталась уязвимой. Именно в нее, во время Троянской войны, попал стрелой Парис. Так погиб Ахилл. Теперь вспомним одного из главных военноначальников пандавов Кришну. В «Махабхарате» о его смерти рассказывается следующее. После войны он отправился в лес, где прилег отдохнуть. «И проходил мимо некий охотник, и принял тот охотник Кришну за лежащего в траве оленя, и пустил в него стрелу, и было у Кришны единственное уязвимое место, левая пятка, ибо обтер некогда великий мудрец Дурвасас малолетнего сына Васудевы остатками жертвенного молока, на пятку же молока не хватило. И попала стрела охотника прямо в левую пятку Кришны…». Как вам такое? Где Греция, а где Индия? А сюжет абсолютно одинаковый.
Рамаяна:
1) Во время своих послевоенных странствий греческий Одиссей и его спутники высадились на острове и зашли в пещеру. В ней, как оказалось, жил одноглазый циклоп Полифем, пытавшийся их съесть. Одиссею, хитростью, удалось ослепить циклопа и бежать с острова. Во время поисков жены Рама и его брат Лакшмана натыкаются на злого одноглазого демона-ракшаса по имени Кабаданха. Он занимался поеданием лесных животных и, увидев путников, схватил их, чтобы съесть. Рама и Лакшмана мечами отрубили демону руки, а затем убили и его самого.
24
2) После встречи с циклопом Одиссей и его команда причалили к другому острову, где встретили злую колдунью Кирку. Она с помощью колдовства заставила Одиссея некоторое время сожительствовать с ней, а его спутников превратила в свиней. В конце концов Кирка отпустила Одиссея и его людей, указав им дорогу домой и предупредив о грядущих опасностях. Кирке в «Рамаяне» соответствует отшельница Шабари, указавшая Раме дорогу.
И еще один ряд соответствий. Приближенные Раваны в «Рамаяне» очень сильно напоминают приближенных троянского царя Приама. Среди демонов-ракшасов были и своя Кассандра, и свой Антенор:
1) Согласно греческим мифам троянская царевна Кассандра, обладавшая даром пророчества, предрекала гибель Трои от рук греков, только к ней никто не прислушался. В столице Раваны, на Шри-Ланке, жила женщина-ракшас по имени Триджата, как и Кассандра, обладавшая даром пророчества. Она предсказывала гибель Шри-Ланки от рук Рамы, но, как и в греческом мифе, к ней никто не прислушался.
2) Советник троянского царя Приама Антенор, в некоторых вариантах мифа он являлся родным братом царя, всегда выступал за примирение с греками, оказал гостеприимство греческим послам Менелаю и Одиссею, за что, после взятия Трои, не был убит. По некоторым вариантам мифа, он был предателем, а после взятия Трои - возродил ее и стал следующим троянским царем. У Раваны, также, был брат и советник Вибхишана, выступавший за примирение с Рамой. Он спас от смерти посланника Рамы, а во время войны перешел на сторону врага. После уничтожения столицы Раваны он возродил ее и стал следующим царем.
И в «Махабхарате», и в «Рамаяне» положительными героями являются нападавшие, т.е. предков индийских народов, как и греков, можно отнести к гетскому лагерю. Напомню, что предки италийских и германских народов, а также бриттов, принадлежат к киммерийскому лагерю.
Иранский эпос.
Есть рассказ о крупной междуусобной войне двух братских народов и в иранском эпосе. Это война иранцев и туранцев - оба этих народа происходят от двух родных братьев Иреджа и Тура. Войну вели несколько поколений иранских и туранских царей, и в конце концов победили иранцы. Исход войны решил штурм иранским царевичем Исфандиаром столицы Турана Руин-дежа (медного замка). Здесь уже есть явные параллели с Троянской войной. Во-первых, Исфандиар – как и греческий Ахилл, и индийский Кришна является неуязвимым воином, уязвимы у него только глаза, куда в конечном итоге и попадает стрела. Во-вторых, подобно Троянскому коню, переданному греками в дар троянцам, Исфандиар сделал похожий подарок туранцам – в Руин-деж были отправлены сундуки с товаром. На самом же деле в них сидели воины, который в нужный момент вышли и начали захват города. Есть и много других параллелей, например, состязания женихов-лучников, позволяющих понять, что это та же самая история большой междуусобной войны, описанная в европейских и индийских эпосах.
Кельтский эпос
Как вы убедились – одна и та же история легла в основу героических эпосов Индоиранского региона и Европы. Появились эти эпосы за много веков до нашей эры, когда никакого
25
сообщения между этими землями не было, т.е. эта история могла возникнуть только на общей родине индоиранских и европейских народов – т.е. на индоевропейской прародине, что подтверждает кельтский эпос. В нем существует аналогичная история, и местом ее действия прямо названа Причерноморская Скифия.
Основным источником кельтского эпоса является «Книга захватов Ирландии». Она больше напоминает древнюю летопись и не отягощена большими фантастическими подробностями. Предками кельтов Книга прямо называет скифов. Скифию же они покинули из-за большой гражданской войны, разразившейся на ее территории. Эту войну вели две ветви скифского народа – скифы-гойделы и просто скифы. Причины войны были следующие. Предки скифов-гойделов когда-то, задолго до войны, покинули Скифию и отправились в Египет, где в течение многих веков служили фараонам. Затем они вернулись в Скифию и начали борьбу за власть над ней. Войну вели с переменным успехом несколько поколений скифов. Сначала одержали победу скифы-гойделы и изгнали других скифов, но затем часть этих, других, скифов вернулась и изгнала из Скифии уже скифов-гойделов.
Я считаю, что гражданская война в Скифии кельтского эпоса соответствует Троянской войне эпоса греческого, скифы-гойделы соответствуют в ней грекам, а просто скифы – троянцам. Если сравнить это описание с описанием Троянской войны, то, на первый взгляд, в них нет ничего общего, но если присмотреться более внимательно, то можно заметить общие черты.
В кельтском эпосе еще одним названием скифов-гойделов является «скифские греки», или «греческие скифы», что говорит об общем происхождении кельтов и греков. Т.е. их общие предки, скорее всего, были участниками одной и той же войны. Но это еще не все. Самое интересное я увидел, когда прочитал описание ухода скифов-гойделов в «Книге захватов», которое практически дословно совпадало с греческим описанием ухода греков из-под Трои. Именно оно и натолкнуло меня на мысль о том, что гражданская война кельтского эпоса – это не что иное, как Троянская война греческого.
После Троянской войны, возвращаясь домой на корабле, Одиссей со своими спутниками проходил мимо острова Сирен. Сирены – полуженщины-полуптицы, заманивающие мореходов своим сладким пением на скалы. Чтобы пройти мимо этого острова и не свернуть с пути, Одиссей замазал своим спутникам уши воском, а себя приказал привязать к мачте.
«Воском я всем по порядку товарищам уши замазал, Те же, скрутивши меня по рукам и ногам, привязали Стоя к подножию мачты концами ременной веревки, Сами же, севши, седое ударили веслами море».
Теперь - рассказ из кельтского эпоса. Скифы-гойделы после гражданской войны покинули Скифию на корабле и проходили мимо тех же Сирен. Среди них был друид Кэйчер:
«Кэйчер нашел средство для них (находящихся на корабле) от песен Сирен: это средство, которое Кэйчер нашел – растопить воск в их ушах».
Т.е. скифский друид Кэйчер кельтского эпоса соответствует греческому Одиссею. Можно, конечно, предположить, что повторение сюжета в кельтской и греческой мифологии – это простое совпадение. Но приведу еще один факт. Как было сказано выше, главнокомандующим греческой коалиции в Троянской войне, т. е. командиром Одиссея, был царь Микен Агамемнон, а командиром друида Кэйчера был человек по имени Агномэйн – скифский царь, на гражданской войне возглавлявший скифов-гойделов. Агамемнон –
26
Агномэйн. По-моему, теперь ясно видно, что и в кельтском, и в греческом эпосе речь идет об одних и тех же событиях. Замечу, что греки, согласно их эпосу, брали Трою и раньше, до Троянской войны, что отражено в мифе «Аргонавты». Т.е. войну, как и в кельтском эпосе, вело несколько поколений.
Более того, поздние источники как греческого, так и кельтского эпосов, отождествляли эти две войны. Приведу цитату на этот счет позднего античного автора Юстина из его «Эпитомы сочинения Помпея Трога»: «Жители Галисии (т.е. галлы-кельты) приписывают себе греческое происхождение. После окончания Троянской войны Тевкр (грек, герой Троянской войны) из-за смерти своего брата Аякса (…) причалив к берегам Испании, захватил ту местность, где теперь находится Новый Карфаген. Отсюда он переселился в Галисию». В кельтской «Книге захватов» также есть рассказ об основании предками кельтов скифами-гойделами Галисии, только бежали они туда после междуусобной войны в Скифии: «Именно это Брас (вождь скифов-гойделов) вышел из Болот (Азовского моря) по Тирренскому Морю к Острову Крит и к Сицилии. Они достигли Испании после того. Они взяли Испанию силой», а затем основали там свое государство Галисию. Т.е. античный автор Помпей Трог, ознакомившись с кельтским эпосом, отождествил гражданскую войну в Скифии с Троянской и на этом основании сделал вывод о греческом происхождении кельтов.
Гражданская война в Скифии с Троянской отождествляется и в одном из поздних источников эпоса кельтского «История бриттов» средневекового британского автора Ненния. Рассказывая о происхождении одного из скифских вождей кельтского эпоса Алана, он приводит две его родословные. Согласно одной из них , как и положено, он потомок скифских царей кельтского эпоса, а согласно второй - он же, потомок троянских царей греческого эпоса. Такие отождествления говорят о том, что древние авторы были уверены, что и Скифская война кельтского эпоса, и Троянская война эпоса греческого была одним и тем же событием.
Получается, что кельты в своем эпосе, в отличии от других индоевропейских народов, не перенесли географию войны в места своего нового проживания, а прямо указали, что война была в Скифии, и была она между двумя ветвями скифского народа. Теперь можно сделать вывод, что во всех перечисленных в предыдущих главах эпических произведениях рассказывается о междуусобной войне, происходившей в причерноморской Малой Скифии, т.е. на прародине индоевропейцев и соответствует она исторической Гето-киммерийской войне.
Хотя кельтский эпос повествует историю Войны от имени нападавших (гетов), он подробно рассказывает и о второй, защищавшейся, части скифов (киммерийцев) и называет имена произошедших от них народов – германцы, италийцы бритты. Как я писал выше, с этим полностью согласны эпосы данных народов. Добавлю несколько слов о бриттах. Бритты, коренные жители Британии, хотя с современной точки зрения и являются кельтами, их эпос существенно отличается от кельтского, да и сам кельтский эпос говорит о них, как об отдельном народе.

Автор: Святослав Галанов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>