Все дороги ведут в Скифию (часть 6)

Скифская прародина в европейских эпосах.
Повторю, что согласно греческому эпосу Троя находилась на западе Малой Азии, туда же, вслед за ним, помещали ее италийский и британский эпосы. Однако германский эпос не солидарен с ними.

Вот как описывается исход троянцев в одном из источников данного эпоса «История франков» Эмуна из Флёри:
«После триумфа победы, который отпраздновали греки, разрушив Трою, многие из граждан разоренного города, которые сумели избежать ужаса смерти, стремились искать себе
27
пристанища, где это только было возможно. Один из них, именем Антенор, очень знатного рода, присоединив к себе многочисленную толпу соплеменников, пустился на кораблях в открытое море. И вот после больших и разнообразных морских испытаний, войдя в устье реки Танаиса и перейдя Меотийские болота, они разбили лагерь на земле Паннониев».
«Войдя в устье реки Танаиса и перейдя Меотийские болота», т.е. «войдя в устье Дона и перейдя Азовское море» — странный выбор маршрута. Как они смогли таким путем выйти из Трои, если она должна была находиться в Малой Азии? Здесь — явная отсылка к индоевропейской прародине в Причерноморье. А вот что пишет еще один средневековый знаток германского эпоса Ордерик Виталий: «По своему происхождению троянцы, как говорят, берут начало от отважного племени скифов».
Если подробнее разобрать греческие мифы, то будет заметно, что и сами греки не были до конца уверены, что Троянская война была именно в Малой Азии, а антитроянская коалиция сложилась в Греции. «Альтернативным» местом действия Троянской войны малоизвестные варианты греческих мифов называют Скифию: Основатель Трои царь Дардан в мифе «Аргонавты» назван царем Скифии. Существуют варианты мифов, где один из предводителей антитроянской коалиции Ахилл назван скифским царем. «О, Ахиллес, владыка земли скифской!» – сказал еще около VII в. до н. э. античный поэт Алкей.
Более того, народы, которые в мифах о Троянской войне живут в Малой Азии и участвуют в войне на стороне троянцев, античные авторы в исторический период помещают в скифское Причерноморье. Это и «энеты», у историков – «скифские венеты», и «амазонки», у историков они жены скифов-савроматов, и «ализоны и халибы» – скифские «алазоны и каллипиды».
И еще: древние греки в «Илиаде» носят названия «агривяне», или «арги», и «ахейцы». Античные историки в исторический период упоминают скифские племена с такими же названиями, говоря, что это бывшие греки, оставшиеся в Скифии после Троянской войны. Но если эта война была в Малой Азии, то как они могли остаться в Скифии? Если же она была в Скифии, тогда такое утверждение имеет смысл — часть скифских аргов и ахейцев после войны ушла на Балканы, где основала Грецию, а часть – осталась на своей родине в Скифии.
Получается, что европейские народы, хотя и адаптировали место действия Троянской войны к землям своего нового проживания, все-таки, где-то в глубине души, хранили память о своей древней скифской прародине. Все дороги ведут в Скифию!
Но если Троянская война происходила на территории Скифии, то где же была настоящая «скифская» Троя? И если она находилась не в Малой Азии, то что же там раскопал археолог Шлиман, утверждавший, что найденные им остатки древнего малоазиатского города и есть легендарная Троя?

Поиски Трои
Если Троянская война – это действительно Гето-киммерийская война, и происходила она на территории Малой Скифии, то и сам город Троя должен располагаться где-то в скифских землях. Как ни странно, такое мнение было распространено и среди средневековых европейских историков. Скорее всего, в Средние века еще сохранялась память о реальном географическом положении Трои.
Чаще всего средневековые авторы отождествляли Трою с Киевом, на том основании, что киевские пещеры, пещеры Киево-Печерской лавры, где на самом деле лежат мощи святых, были, по их мнению, местом захоронения героев Троянской войны. В поэме «Днепровские
28
камены» (1620) Иван Домбровский писал: «Ты не роскошные в Киеве встретишь дома, а убогие, людям в которых доныне о древней фригийской Трое грезятся сны».
Другие средневековые историки считали, что древняя Троя находилась южнее Киева, там, где сейчас находится село Торговица (Кропивницкая область Украины). Михалон Литвин в своих записках «О нравах татар, литовцев и москвитян» отмечал: «Так считается, что и Илион, или Троя, некогда находилась на киевской территории, в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен. Это давно покинутое, но весьма удобное для обитания место называется ныне Торговица». На самом деле упомянутые автором артефакты – это остатки греческой колонии более позднего периода. Однако все эти догадки о местоположении Трои опровергали другие средневековые авторы простым утверждением, что ни возле Киева, ни возле Торговицы моря нет. А о том, что Троянская война происходила недалеко от моря, говорится как в греческом, так и в других индоевропейских эпосах.
Где же все-таки находилась древняя Троя? Ответ на этот вопрос я нашел в скандинавском мифе об Одине. В нем говорится, что Один со своим народом, называемым «асы», пришел в Скандинавию с территории Великой Свитьод, с устья Дона. Великая Свитьод, в скандинавской мифологии – синоним Великой Скифии31.
Приведу краткое содержание мифа. В Великой Свитьод на левом берегу Дона при впадении его в Азовское море жил народ, называвшийся асы, а столицей их был город Асгард. Асы – значит азиаты, в то время Дон считался границей Европы и Азии. Их вождь по имени Один увел асов на север. Там, где находился Асгард скандинавского эпоса, на Азовском море, у устья Дона, сейчас находится город Азов. Я думаю, что названия Азов и Азовское море происходит от названия этих асов, более того, Азов – это и есть Асгард. Но самое интересное, что в других вариантах этого же мифа асы – это потомки древних троянцев, и пришли они в Скандинавию из Трои. То есть Троя и Асгард – это, в разных вариантах мифа, один и тот же город. Таким образом, получается: Троя находилась на Дону, и сейчас это город Азов! Именно такого мнения придерживался норвежский путешественник и археолог Тур Хейердал, организовавший археологическую экспедицию в Азов.
Вот еще одно подтверждение этой гипотезы. В древнерусском литературном произведении «Слово о полку Игореве» половецкая область, расположенная на Азовском море в низовьях Дона, по какой-то причине названа «Трояновой землей»:
И встала обида в силах Даждьбожиих внуков, Девой вступя на Троянову землю, Крыльями всплеснула лебедиными, На синем море у Дону плескаяся.
Но как же быть тогда с раскопками Шлимана? Что же он раскопал на самом деле? Я считаю, что раскопал он действительно Трою! Она упоминается на этом месте в Малой Азии еще в I тыс. н. э., когда была окончательно уничтожена «варварским» племенем герулов. Но та ли эта Троя? Согласно различным европейским эпосам (греческому, италийскому, британскому), после разрушения древней Трои уцелевшие троянцы основали много новых Трой, одной из которых был, например, современный Лондон. Может, и «шлимановская» Троя – это одна из них? Думаю, что так. Тем более что после взятия Трои, согласно германскому эпосу часть троянцев ушла в Малую Азию, где получила название «фригийцы». Они-то в память о своей прародине и основали там город с таким же названием, остатки которого Шлиман и раскопал. Его Троя, как раз и находилась в малоазиатской Фригии.
29
И вообще, почему все решили, что древняя Троя находилась в Малой Азии? Ведь, как выяснилось, такие сведения содержат только некоторые европейские эпосы. И им все поверили, как наиболее раскрученным. Поэтому там ее и искали археологи. Может, стоит поглубже «покопаться» в районе Азова?
Гето-киммерийская война в эпосах евразийских народов.
А осталась ли память о Гето-киммерийской войне в эпосах евразийских народов? Да, остались в нартском, в русском, в тюркском, балтском (прибалтийском). Но описание этих событий в них не занимало такого значимого места, как в эпосах индоевропейских народов, живущих за пределами Евразийского пространства.
Тюркский, армянский, балтский эпосы
Отголоски мифов о большой междуусобной войне есть в тюркском, армянском и балтском эпосах. Тюркский миф о женитьбе богатыря Алпамыша связан с состязанием женихов-лучников. Аналогичны состязания, как мы увидели, есть во многих индоевропейских эпосах и связаны они с большой междуусобной войной.
В эпосе балтов, хотя нет сведений о самой войне, существует рассказ об основании Литвы князем Палемоном, ушедшим из-за гонений из Венеции10. Здесь явно имеется в виду князь венетов Пилемен, князь венетов, участник Троянской войны согласно греческому эпосу. Венеция здесь – это, скорее всего, искаженное название Венетия, т. е. Земля венетов.
В армянском эпосе существует сказание об армянском царе Зармайре, участвовавшем в Троянской войне на стороне троянцев и погибшем на ней33. В данном эпосе война названа именно Троянской, как и в большинстве европейских эпосов.

Нартский эпос:
Одним из основных героев нартского эпоса является богатырь Сосруко, или Сослан. В детстве, по просьбе его приемной матери, чтобы сделать Сосруко неуязвимым, кузнец, держа его щипцами за бедра, опускал в огненную печь или в колоду с волчьим молоком. Бедра или, в других вариантах, колени остались уязвимы. В поединке с мифическим существом, называвшимся Колесо Балсаг, Сосруко погиб. Именно в бедра или колени его поразило Колесо. Мифы о Сосруко соответствуют греческим мифам об Ахилле, а поединок Сосруко с Колесом Балсага – это метафорическое описание Троянской войны.
Еще одно соответствие нартского эпоса греческому. Нартский богатырь Бадыноко попал со своими товарищами в пещеру к одноглазому великану. Товарищи были съедены, а Бадыноко выколол великану глаз и вышел из пещеры, спрятавшись в стаде овец. Этот нартский миф полностью соответствует греческому мифу об Одиссее и циклопе Полифеме (я приводил его выше), т. е. мифу о возвращении греков домой после Троянской войны.

Русский эпос
Много сюжетов, связанных с Гето-киммерийской войной есть в русских сказках и былинах. Рассказ о похищении Елены Прекрасной, в других вариантах Василисы Премудрой, есть в целой серии сказок. Это и «Царевна-лягушка», и «Иван-царевич и Серый Волк», и малоизвестная сказка «Елена Прекрасная и Алеша Попович». В былине «Сбродовичи-Петровичи» у Елены Прекрасной есть два «героических» брата Сбродовича-Петровича, защищающие ее честь. Это, совершенно очевидно, братья греческой Елены Кастор и Полидевк, называемые Диоскуры, выручавшие сестру из всяких сложных ситуаций. Есть и аналоги греческих мифов о возвращении домой с Троянской войны Одиссея. Сюжет об
30
ослеплении одноглазого циклопа присутствует в сказке «Лихо одноглазое», а сюжет о неузнанном муже, пришедшем на свадьбу своей же жены — в былине «Добрыня Никитич и Алёша Попович». Само взятие Трои, на мой взгляд, сохранилось в былине «Камское побоище». Смысл ее такой. Все известные русские богатыри собрались в «стольном Киев-граде» для его защиты от вражеского нашествия. Вражеское войско на этот раз было огромным и представляло собой коалицию, так же как и греческое войско на Троянской войне:
Собиралось сорок королей да сорок королевичей,
Ише сорок-то царей было, сорок царевицей,
Ише сорок было атаманов, сорок атаманшишков,
И под каждым королем было силы сорок тысяцей,
И под каждым королевичем сорок тысяцей,
И под каждым-то царем было сорок тысяцей,
И под каждым-то царевичом было сорок тысяцей,
И под атаманами было сорок тысяцей,
Под атаманщиками было сорок тысяцей.
Русские богатыри защищались храбро, но не смогли противостоять коалиции и в итоге окаменели. «Камское побоище» – это единственная русская былина, в которой Киев пал.
Получается, Троя — наша! Теперь, думаю, никто не сможет сказать, что российская история начинается с IX века. Проанализировав европейские и индийские мифы о периоде междуусобной войны можно получить еще много интересных сведений о древнейшей истории нашей страны.

Скифство в Евразии
На Евразийском пространстве уже витает тема скифства. Так Казахстан официально ведет свою историю от скифов-саков и получается, что его история намного древнее истории России. Более того, и официальные историки Украины начали расценивать историю древней Скифии, как часть истории своей страны.
А как же обстоит дело в самой России? Хотя на государственном уровне тема Скифии никак не затрагивается, некоторые отдельные российские народы называют себя потомками скифов. Так Северная Осетия официально приняла второе название «Алания», осетины выводят свое происхождение от скифского народа алан. В Ингушетии новая столица названа Магас, в древности такое название носила столица Алании. Это говорит о том, что и ингуши считают себя потомками скифов. Потомками скифов считают себя и некоторые тюркские народы – алтайцы и тувинцы; башкиры называют себя потомками скифов-сарматов…
Как ни странно, свое скифское происхождение сейчас отвергают сами слаявяне. Но давайте рассмотрим древнеславянские источники. Что говорили о происхождении славян русские летописцы?
Намек на скифское происхождение славян есть в «Повести временных лет»: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты (восточнославянские племена). Было их множество; и греки называли их Великая Скифь». И действительно, в X
31
веке Лев Диакон в своем описании войны киевского князя Святослава с болгарами и византицами назвал руссов их собственным именем 24 раза, зато скифами и тавроскиыами – 84 раза11. Но мало ли как греки могли называть славян. Однако, во многих русских летописях, таких как «Никоновская летопись», «Мазуринский летописец», «Хронограф 1679 г.» и др. присутствует древнее «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Это краткий обзор истории Руси до прихода князя Рюрика. Несмотря на явно эпический характер данного произведения, в нем содержатся конкретные сведения о скифском происхождении славян: «И поставили град, и именовали его по имени князя своего Словенск Великий, той же ныне Новгород, от устья великого озера Илменя вниз по великой реке, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифы начали именоваться словяне».
Кроме того, о предках славян в Сказании говорится следующее «Ходили и на Египетские страны воевать, и много храбрости показали во еллинских и варварских странах, великий страх от них тогда был». Это явная отсылка к истории войны скифов с египтянами, описанная античными авторами. В русских летописях есть отсылки и к другим событиям, произошедшим в древней Скифии. Например, война вернувшихся с Египетского похода скифов с собственными рабами, вступившими в связь с их женами. Эта же история содержится и в различных русских летописях – в них она носит название «Холопья война»12,14,15.
Подтверждения скифского происхождения славян есть и во многих древних польских хрониках. Предками славян и балтов в них называют сарматов, т.е. западных скифов12. Польский хронист XV века Ян Длугош писал: «Древними же писателями и историками эта страна называется Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сараматами»13. Среди шляхтичей Речи Посполитой вплоть до XIX века была популярна идеология, называемая «сарматизм». Она заключалась в сарматском стиле одежды, архитектуры, изобразительного искусства, а также в особой манере поведения.
Добавлю, что отсылки к античным историям о скифах есть и в чешских, и в южнославянских древних хрониках16,17. При желании письменных доказательств скифского происхождения славян можно найти множество, но все они упираются в официальноисторическую «аксиому»: «скифы – причерноморский, кочевой, ираноязычный народ». Ну при чем тут славяне?». На этом все дебаты о скифском происхождении славян, как правило, заканчиваются. Если так говорят ученые, что тут возразить. Однако об абсурдности этой «непреложной истины» я уже писал выше – она, что называется «шита белыми нитками».

Татары в славянских летописях
Славянские хронисты не были «сепаратистами». Называя славян потомками западных скифов-сарматов, они же называли тюрок – потомками восточных скифов14,12. Приведу цитату из утраченной русской летописи, записанной историком В.Н. Татищевым, о татарах Чингисхана, с которыми русским пришлось встретится в битве на реке Калка: «Зовутся татары, покланяются солнцу, луне и огню. Некоторые называется таурмены, иные зовутся куманы, иные монги. А другие сказывают, что многие племена и народы от скиф восточных, объединившись и других покоривши, заедино зовутся». О них же польский хронист М.Стрыйковский: «В те времена скифский народ татары, прозванные так либо от реки Тартар, либо от отчих мест, либо от огромности своего народа, что и сами себе приписывают, сначала жили за Каспийским морем на восход солнца между горой Имаус и Кавказскими горами, таинственные и неведомые как грекам, так и латинянам».
Добавлю, что многие исследователи считают казанских татар потомками не татаро-монгол Чингисхана, а волжских булгар. Булгары также упоминаются в русских летописях, как скифский народ. Вот, что говорится об уходе части этого народа в славянские земли на Дунай в «Повести временных лет»: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае,
32
пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян».
Если с индоевропейскими, алтайскими и кавказскими народами России все становится на свои места – они потомки скифов, то как обстоит дело с северными народами — народами уральской языковой семьи.
Уральская языковая семья делится на две части: финно-угорские и самодийские языки. На самодийских языках говорят народы Крайнего Севера – их древние авторы называли гиперборейскими скифами. Напомню слова французского историка и географа Мишеля Бодранда: «Скифы, народность Азии, наиболее известны по Страбону, Плинию, и другим, занимающие большую часть северной Азии. Делятся на многие народы, главными из которых были гиперборейские скифы, в большей мере кочевники».
Что касается финно-угорских народов, то есть данные, что в древности они сами себя считали неотъемлемой частью скифского народа. Эти данные содержатся в древней хронике венгерского народа «Деяния венгров» (XII век). Венгры – народ, говорящий на одном из финно-угорских языков, в конце IX века приселился с территории Евразийского пространства в Центральную Европу. Так вот в «Деяниях венгров» говорится, что предками венгров, а соответственно и других финно-угорских народов, были скифы в древние времена, воевавшие с персами Дария и Кира, а позже, захватившие Европу под предводительством Аттилы29. Т.е. венгерский летописец не разделял скифов и гуннов – гунны, по его мнению, это не другой народ, а те же скифы, только более позднего периода.

Заключение
Я думаю, если сведения древних историков о скифском происхождении евразийских народов, подкрепить данными лингвистики (теория бореальных языков), археологии (Курганная гипотеза, Скифо-сибирский мир), ДНК-генеалогия (гаплогруппа R1 у народов Евразии), то можно написать сформулировать новую историческую концепцию. У нашей страны появится древняя история, общая для всех ее народов и ее можно будет преподавать в школах. Это сформирует у детей евразийское (имперское) самосознание. Они не будут делить друг друга на национальности, а будут считать себя частями единого скифского народа. Россию, же они будут считать не каким-то новым искусственным образованием, а одним из древнейших государств, центром индоевропейской цивилизации.
В заключение скажу: в Великой Скифии, т.е. в древней России, никто не делил друг друга по языкам и гаплогруппам, все были скифами. Даже евреи, народ, пришедший на территорию Скифии с Ближнего Востока в начале нашей эры, приняли название «скифы». Расселившись по Европе, они до сих пор сохранили его – европейские евреи называют себя «ашкеназы». Современный лингвист Б. Э. Альтшулер в своей книге «Ашкеназская история европейских евреев» так объясняет происхождение этого названия: «Термин “ашкеназ” известен более 2700 лет из семитского и ассирийского языков и означает он “скиф”».
Если, на основе такой идеологии, в России и на всем Евразийском пространстве все жители почувствуют себя единым народом, то это сможет полностью решить проблемы межнациональных отношений и сделать нашу страну одним целым. Все дороги ведут в Скифию!
1. В.И. АБАЕВ «Скифо-сарматские наречия» 1979г.
2. Макс Фасмер «Смешение языков и заимствование в языке» 1910г.
33
3. Мария Гимбутас «Цивилизация Великой Богини» 1991г.
4. Юхан Витикинд «История шведско-московитской войны XVII века». XVII в.
5. Ибн Хордадбех «Книга путей и стран» IX в.
6. Бартоломей Английский «О Свойствах вещей» XIIв.
7. Карта Германо-Сарматии Николауса Сансона XVII в.
8. Ката Стефана Борджиа XVв.
9. Карта Фра Мауро 1459 г.
10. Свод русско-литовских летописей «Хроника Быховца».
11. Сюзюмов М.Я., Иванов С.А. Комментарии к книге Лев Диакон «История». 1988г.
12. Стрыйковский М. «Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси». 1582г.
13. Ян Длугош «Анналы, или хроники великих королей Польши» XVв.
14. В.Н.Татищев «История Российская». Первая половина XVIII века
15. «Повесть о стране Вятской» — после середины XVI века.
16. Козьма Пражский «Чешская хроника». XII век.
17. Мавро Орбини «Историография народа славянского». 1601г.
18. Жан Боден. «Метод легкого познания истории». 1566 г. Франция.
19. Пиотровский Б. Б. «Скифы и Урарту» в журнале «Вестник Древней Истории», 1989,
20. Учебник «История России. 6 класс, часть 1» 2019г.
21. Климов Г. А. Древнейшие индоевропеизмы картвельских языков. М., 1994. — 249 с. 2-е изд.: М.: УРСС, 2009
22. Андреев Н. Д. Раннеиндоевропейский праязык/ 1986г.
23. «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии». 1680 г. Яков Рейтенфельс, путешественник и дипломат, уроженец Курляндии.
24. Геродот. История. V в. до н. э. Греция.
25. Прокопий Кесарийский «История войн» IV век. Византия
26. «Акбар-Наме». Тюркская летопись, содержащая сведения тюркского эпоса. 1596 г. Абу-л Фазл, визирь Великого Могола Акбара.
27. Методическая энциклопедия. Древняя география, том 2. Париж 1789г.
28. «Огуз-Наме» («Книга Огуза»). Тюркский эпос. Сохранилась в нескольких источниках, в частности в историческом сочинении начала XIV в. «Сборник летописей» Фазлуллаха Рашид ад-Дина.
29. «Деяния венгров». Содержит сведения из венгерского эпоса. XII в.
30. «Сказания о нартах. Осетинский эпос» 1978г.
31. «Скифия в историко-географической традиции античности и средних веков». Подосинов А.В., Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г. Москва 2016
32. «География в алфавитном порядке», написанной в 1682г. французским историком и географом Мишелем Антуаном Бодрандом
33. И. Драсханакертци. История Армении.
34. Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe. Nature Communications Статья 2017г.
34
35. Большая российская энциклопедия
36. «Киммерийцы и скифы» М.И. Артамонов

Автор: Святослав Галанов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>