Встречь солнца: Россия и Азия

Корень многих бед России заключается не в «азиатчине», а в европейщине, некритически усваиваемой многими поколениями Иванов, стыдящихся духовного родства с Азией и пресмыкающихся перед евро-американскими «культуртрегерами», жертвуя при этом коренными интересами России.
Азиат – это звучит гордо

Унаследованный Иваном Третьим от Византии (а византийцами, через тысячелетия, от древних хеттов) главный российский символ – двуглавый орел призван олицетворять евроазиатскую сущность Российской державы. Одна голова глядит на Запад, другая – на Восток. Последние три века «западная» и «восточная» головы фактически не равновелики: одна гордо смотрит в сторону Европы, другая бессильно поникла. Все разговоры о евразийской миссии России до последнего времени так и оставались разговорами. Со времен Петра (и даже несколько раньше, с его отца Алексея) национальная элита, а с ней и немалая часть народа, считала Россию частью западной цивилизации, притом постоянно догоняющей, подоткнув полы кафтана и задрав штаны; вечно недоучивающейся западному уму-разуму… За всеми этими «догнать-перегнать» скрыто ощущение собственной вторичности, неразвитости, ущербности, даже неполноценности на фоне сверкающих витрин, соблазнительных доктрин, передовой техники, отточенных юридических и политических систем.
Великий писатель и недруг России (наивно было бы ожидать от певца Британской империи любви к конкурентам в борьбе за гегемонию в Азии) Редьярд Киплинг однажды написал: русские считают себя самыми восточными из европейцев, в то время как они – самые западные из азиатов.
Увы, миллионы россиян и поныне ощущают себя «самыми восточными среди европейцев», и ощущение это проникнуто вовсе не гордость, а, напротив, комплексом неполноценности перед «всегда передовой» Европой. Отсюда – желание, во что бы то ни стало, вестернизироваться «до победного конца», русофобия, враждебность к «азиатчине» и навязчивый европоцентризм…

Азиат – это звучит гордо

Но так ли уж постыдно быть «азиатом» и всегда ли Европа была передовой?
Начнем с доисторической древности. Мегалитическую культуру древней Европы создали выходцы из Западной Азии: исчезнувшие иберы, лигуры, этруски, реты, пикты и сохранившиеся до наших дней баски. Европейская наука неслучайно именует эти народы «азианическими». Трипольцы, наследниками которых гордо называют себя украинские националисты, прибрели на берега Днепра откуда-то из Малой Азии, где давно процветали земледельческие цивилизации.. Индоевропейцы, ассимилировавшие древних пахарей Европы, мореходов, строителей Карнака и Стоунхенджа, прикочевали из каспийско-черноморских степей. Кельты недаром считали себя потомками пришельцев из Скифии. На северо-западе Китая обнаружены европеоидные мумии; на сохранившихся остатках тканей – тот же рисунок, что и на шотландских килтах.
Историческое время. Государства Древнего Востока процветали в те времена, когда в Европе обитали племена бедных рыболовов, охотников и примитивных земледельцев. Законы Хаммурапи были записаны в ту пору, когда на просторах Европы царило обычное племенное право и просто право сильного, право кулака и копья. О египетских истоках античной культуры писали Алексей Хомяков и Освальд Шпенглер. Политическая демократия зародилась не в Греции, а на территории современной Турции (вышеупомянутые хетты); оттуда заимствовали эллины многих богов олимпийского пантеона, сюжеты мифов.
Пока духовная жизнь Запада являла собой бесконечное фэнтези про языческих богов, богинь и героев, на Востоке родились великие космологические и этические учения Вед, Заратустры. Будды, Моисея, Конфуция, Лао Цзы.
Христианство, определившее историю западного мира последних полутора тысячелетий, зародилось в Палестине, на стыке Азии и Африки. С иранского Востока приходили в Европу и его конкуренты – митраизм и манихейство.
Традиции европейского рыцарства, включая его этический кодекс, пришли опять-таки со степного Востока, от сарматов и аланов. Есть хорошо обоснованная гипотеза, что рыцари Круглого стола (может быть, и сам король Артур) были поначалу сарматами на римской службе, защищавшими Британию от вторжений пиктов, и после ухода римлян продолжали служить новой родине.
Еще одна гипотеза утверждает, что скандинавский ас (бог) Один был реальным историческим лицом, пришедшим из страны «асов» (предков осетин) и принесшим безграмотным белокурым бестиям Севера руническую письменность. Вероятно, и сами руны не были варварской копией латиницы, а родились где-то в недрах Великой Степи. Открытые Николаем Ядринцевым тюркские руны поразительно схожи с германо-скандинавскими, что может свидетельствовать об азиатском происхождении этого древнего алфавита.
С Востока родом многие мифологические герои и сюжеты, которые мы по неведению считаем чисто европейскими. Григорий Потанин, выводивший из Азии практически всю мифологию Запада, конечно, излишне увлекался. Но общее направление его мысли представляется верным. Не зря исследователи европейского эпоса ищут параллели в «Нартах» и «Нибелунгах».
Раннесредневековая Европа представляла собой убогую варварскую периферию азиатского макромира. Северные варвары, развалив в компании с «внутренним пролетариатом» Римскую империю, довели до ручки античное ЖКХ, и блистательные города древности на многие века стали вонючими трущобами, рассадниками заразы. Бытовая культура Запада долго не знала бань, в отличие от арабо-мусульманской культуры и быта народов Восточной Европы (славян, финнов). В то время, как в православном, мусульманском, китайском мире высоко ценилась ученость, Европа была почти поголовно безграмотной. Даже император Карл Великий не умел читать и писать! Мусульмане переводили греко-римских философов, в то время как «христианнейшие» европейцы долгое время гнушались «языческой» мудрости и топили античной классикой камины.
Крупнейшими и самыми культурно развитыми городами Европы рубежа первого-второго тысячелетий нашей эры были незападные Кордова, Константинополь и Киев.
Из Азии пришли к нам арабские цифры, китайские бумага, компас, порох, шелк, шахматы – и еще множество полезных изобретений, без которых невозможен был бы и бурный прорыв европейской цивилизации на излете средневековья.
Всего полтысячелетия Запад был (и пока остается) локомотивом прогресса. Это – четверть христианской эры, четверть астрологической эпохи Водолея, крупица индийской Кали-юги…
Вечно ли быть Западу локомотивом прогресса? Или «закат Европы» становится былью на наших глазах? Кому предстоит забрать из слабеющих рук эстафетную палочку? Азиатским гигантам: Китаю, Индии? Или евразийской России?

Три головы дракона

Попытки европеизировать Россию всегда оборачивались великими потрясениями и большой кровью. Писаные кнутом петровские преобразования: наряду с жизненно необходимой модернизацией – насильственная ломка устоев, традиций, культуры. Вместо соборной монархии – импортный европейский абсолютизм, бюрократизация государственной и общественной жизни.
Двухвековое следование европейским путем завершилось катастрофой 1917 года, и воцарением опять-таки западной доктрины революционного марксизма.
Справедливости ради, отметим, что за три четверти века своего господства марксизм в России изрядно «обрусел» и, понеся колоссальные людские и материальные потери в борьбе за идеалы мировой революции, Россия осталась Россией; идеология, начиная с позднесталинской эпохи, весьма далеко продвинулась от леворадикального западничества в направлении традиционных ценностей. Притом Компартия окончательно лишилась революционного духа.
Новая евро-американизация России в конце прошлого столетия повлекла за собой разрушение национальной экономики, обнищание широких масс населения и превращение страны в младшего неравноправного партнера ведущих стран Запада. Приход к власти Владимира Путина ознаменовался сначала постепенным и неровным (зачастую по принципу «шаг вперед – два шага назад») возвращением к традиционным (незападным) ценностям российского социума, а в последние годы – и к возвращению России ее традиционного места в «концерте держав» и провозглашению евразийского курса во внешней (надеемся, и во внутренней) политике. Реакция прозападных сил не заставила себя ждать. Болотные-манежные протесты объединили против нового курса прозападных бунтарей-леваков, прозападных либералов и прозападных же псевдонационалистов, т.е. основные антиевразийские силы.

Перед лицом русского богатыря выросли три головы прозападного дракона.

Идеологическое импортозамещение

Итак, все три силы ориентированы на Запад. Все три некритически усвоили западные идеологемы. Все три готовы пожертвовать Россией ради неких глобальных целей, не имеющих ничего общего с ее коренными интересами.
Мы помним, что в представлениях захвативших власть большевиков Россия должна была сыграть роль топлива для разжигания мирового пожара. Ни о какой особой, самобытной русской цивилизации не могло быть и речи; тысячелетняя Россия позиционировалась как «слабейшее звено в цепи империализма», то есть задворки Запада, пороховой погреб, который надо взорвать, даже если вследствие этого погибнут миллионы соотечественников.
Пролетарская солидарность трудящихся всех стран превыше национальных интересов. Требования же солидарности национальной, сплочения сограждан во имя общего дела – соглашательская пропаганда, навязываемая буржуазией.

Asia_orthographic_projection

Для либерала Россия – непутевая, заблудшая сестра всегда передовой Европы, которую надо переодеть на европейский манер, выучить европейским манерам и заставить отречься от своей самобытности как от чего-то постыдного, что служит причиной «вековой отсталости». Можно сделать это убеждением, но если понадобится – и принуждением, в духе петровской ломки через колено (недаром символом «Демвыбора России» в 1993-м стал «Медный всадник»).
Если же некие «общечеловеческие» (западно-либеральные) интересы потребуют принести в жертву интересы России… что ж, придется поступиться национально-государственными интересами во имя «общечеловеческих». А если надо – и либеральными принципами (например, расстрелять «реакционный» парламент). «Пусть погибнут в огне Гражданской войны миллионы, зато оставшиеся увидят торжество социализма», – утверждали большевики. «Пусть вымрут в результате радикальных реформ миллионы, зато выжившие насладятся прелестями свободного рынка», — твердят либералы.
Из того же теста слеплены и т.н. «новые русские националисты», готовые во имя «братства белых арийских народов» отделить Кавказ и другие иноэтничные регионы, чтобы от России осталась «чисто русская» территория. Ибо знать не знают и не признают геополитики, зато усвоили чуждые русскому самосознанию идеи расовой чистоты. Они способны воевать на стороне русофобствующих украинских националистов, стрелять в своих соплеменников («ватников», «совков», «колорадов» и т.д.) во имя того же белого арийско-славянского братства. Неоязычники, также ориентированные на Запад (собственно говоря, именно оттуда и пришло это течение), намерены зачеркнуть тысячелетнюю православную историю России во имя торжества химерического «русского ведизма». Они готовы оттолкнуть народы, веками жившие в союзе с Россией и русскими, во имя единения с Европой. Последняя должна сделать самую малость: изгнать иммигрантов и возлюбить Россию, которая тоже должна аналогичным образом очиститься. Собственно говоря, русские псевдонационалисты являются в российском обществе той же прозападной силой, что ваххабиты и прочие т.н. фундаменталисты – в обществе исламском (напомню, что понятие «фундаментализм» пришло в политический лексикон из США, где обозначало радикальных протестантов, требовавших «разбомбить СССР» и т.д.).
Печально то, что, наряду с откровенно прозападными силами, от либералов до скинхедов, немалая часть патриотического лагеря по-прежнему обращена лицом к Западу. Многие наши консерваторы заняты наведением мостов с европейскими коллегами, борющимися против гей-парадов, неконтролируемой иммиграции и т.д., тратят на это время и усилия, которые следовало бы обратить внутрь России. Новое поколение политиков должно повернуться к Западу задом, а передом – к Востоку, внешнему и внутреннему. Под последним я имею в виду не только Восток как культурное понятие (национальные регионы), но, прежде всего, земли Севера, Урала, Сибири и Тихоокеанского побережья, которые должны восприниматься не как сырьевые кладовые, но как локомотив развития России в новом веке, куда должны направляться основные средства и силы. «Хватит кормить Москву», надо кормить Русский Восток, а не просто брать у него, возвращая жалкие крохи. Там наша судьба, наше будущее.
Как верно заметил один из оригинальных идеологов современного евразийства Павел Зарифуллин, русскому человеку лучше быть первым парнем в азиатской деревне, чем вечным лакеем при западном палаццо; «Народы Азии — индусы, китайцы, тибетцы, корейцы, монголы, иранцы, малайцы готовы признать Россию «старшим братом» и лидером материка, а русских готовы признать Первым азиатским народом. Это связано с тем, что народы мира привычно воспринимают миссию русских, как справедливую альтернативу западному чванству, насилию и колониализму. А европейцы согласны лишь с одним: при определённых обстоятельствах России и русским может быть уготована особая честь — стать Последним европейским народом. Это принципиальное отличие в стратификации нашего статуса в разных частях евразийского континента легко воспламеняет и русских XXI века». (Павел Зарифуллин «За рассветом в Азию»,) Поворот лицом к Востоку – внешнему и внутреннему, должен сопровождаться идеологическим «импортозамещением».
Вместо западнического левого радикализма – русский социализм (он же должен стать естественной альтернативой выработавшей свой ресурс коммунистической идеологии, выраженной КПРФ).
Вместо западнического либерализма – что радикального, белоленточного, что «умеренного», засевшего в министерских креслах – либеральная версия отечественного регионализма, основанного на федералистских идеях русских областников, а не на прозападном попугайстве столичной либеральной тусовки.
Вместо западнического этнонационализма – евразийское братство народов, единство в многообразии, приоритет традиционных ценностей русской многонародной, многоверной и многоземельной цивилизации над любыми «общечеловеческими» сверхидеями, включая и псевдонационалистические.
Мы – наследники славянского федерализма, византийской духовности, ордынской имперской государственности. Российские просторы – территория взаимопроникновения четырех культурно-языковых миров (славянского, тюрко-монгольского, финно-угорского, иберо-кавказского), трех великих религий – Православия, Ислама и Буддизма. Здесь бьется сердце Евразии. Мы разворачиваемся спиной к деградирующему Западу и идем на Восток, встречь солнца – туда, куда шли казаки Ермака, поморы Дежнева, экспедиции Потанина и Пржевальского. Оттуда «к последнему морю» шли арии, скифы, сарматы, Аттила, Чингисхан. Там восходит солнце «русско-сибирской» цивилизации.

Анатолий Беднов
Регионы России

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Ещё бы понять, почему арии, скифы, сарматы, гунны, тюрки, Чингисхан стремились на запад. Чего они там искали? Может быть насаждали демократию, как это делают американцы…
    Ведь только казаки в XVII в. стали возвращаться на землю древних предков, что нам преподносится, как «завоевание Сибири».

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>