
Тезисы Кирилла Коктыша на XVII Заседании Московского Евразийского Клуба по теме: «Оценка нематериальных активов как способ обретения мира художественным пролетариатом».
Абсолютно любая система существует как регулярное взаимодействие составляющих ее частей, и рыночная система – вовсе не исключение. Однако, последние 200 с небольшим лет объектом познания была преимущественно лишь половина экономической системы, а именно – все то, что касается товарного производства. Именно в отношении этой половины был накоплен массив знаний и ноу-хау, позволяющий доводить процесс производства до совершенства. Вторая же половина системы, т.е. потребитель производимого первой половиной, если и оказывалась объектом исследования, то не с целью «выращивания» и доведения до принципиально иного качества, а с целью развращения и упрощения.
- Логика такого развития состоит вовсе не в злом умысле, а природе сегодняшнего рынка (асимметрия информации, «лимоны» Акерлофа, «восставшие массы» Ортеги-и-Гассета), в соответствии с которой
- любой товар с неизбежностью будет стремиться к утере качества
- различия между любыми потребительскими аудиториями будут нивелироваться до полного слияния этих аудиторий в однородную массу.
- В результате базовым рыночным трендом будет устойчивое падение емкости рынка, и вытекающее отсюда
- нарастающее обнищание потребительской аудитории
- общая деградация товарного предложения, в форме превращения любого эксклюзива в имитацию и в массовый товар.
- Как легко заметить, «пусковым механизмом» процессов распада является именно фактор асимметрии информации о товаре у продавца и приобретателя – именно он делает невыгодным и затратным любое «выращивание» потребительской аудитории и, напротив, делает наиболее прибыльным манипулирование аудиторией с целью ее опрощения.
- Так, в ситуации, когда продавцу невыгодно использовать асимметрию информации в свою пользу, т.е. когда между ним и покупателем существуют долгосрочные отношения доверия, «принцип лимонов» Акерлофа будет работать ровно в обратную сторону, когда продавцу будет выгодно постоянно повышать качество товара.
- Вопрос о возможности выстраивания доверия. Доверие – это не привычка, не рутина повседневности, это – деятельность в рамках общей цели и, соответственно, общей картины мира.
- В европейской традиции есть достаточно примеров появления, и успешного внедрения в массовое сознание, кардинально новых картин мира, когда выгодным в итоге становилось именно выращивание, а не развращение, потребительской аудитории. Каждый раз это приводило к бурному экономическому, культурному и политическому росту и развитию.
- Так, Христианство позволило ввести в оборот целый ряд новых нематериальных активов (Августин), в итоге конвертировав распад Римской империи в развитие Respublica Christiana.
- Флорентийское Возрождение позволило конвертировать кризис католицизма в бурное развитие искусства и науки.
- Коммунизм позволил сделать экономически выгодным постоянное производство социальных благ, реализовав при этом концепцию доведения качества массового продукта до эксклюзивного.
- Сегодня – период излома, или «зияющие высоты» в терминологии Зиновьева, когда рынки могут безвозвратно обрушиться, а с ними и весь привычный уклад, уровень и качество жизни.
- Мировая война (Чарльз Неннер) – не более чем способ «отмотать назад» экономразвитие лет на 25 назад, с тем, чтобы запустить еще раз те же механизмы. Даже если эта концепция реализуется – де-факто это будет вхождением в цикл, а значит –
- признанием бессмысленности дальнейшего развития человечества,
- перехода его на стадию существования.
- Вопрос и интрига – сможет ли Евразийство стать выходом в первую очередь для «человека европейского», поскольку
- индуистско-буддистская культура и не теряла своего ареала влияния,
- ислам явно приближается к эпохе своего Ренессанса, и в этом случае без труда восстановит свой традиционный ареал влияния,
- даосско-конфуцианская культура, входящая ныне, вместе со всем Китаем, в кризис, имеет внутри себя мощнейшие регенерационные механизмы, и при любом исходе сможет быстро оправиться и восстановиться.
- «Системные требования» (минимум) для Евразийства как идеологии:
- способность генерировать убедительную цель развития,
- способность – в рамках достижения этой цели – порождать ресурс доверия, тем самым сокращая транзакционные издержки, и высвобождая ресурс,
- способность порождать специфические нематериальные активы, актуальные для достижения цели (знания, человеческие качества, и соответствующий инструментарий культуры для их культивирования), и направлять на их производство высвобождающийся ресурс.
- «Курица или яйцо», или как оно происходило раньше?
- Христианство – император Константин освобождает христиан от налогов, бесплатно передает недвижимость, обеспечивает льготами
- Возрождение – семья Медичи реализует свой инвестиционный проект
- Коммунизм – навязывание картины мира через ресурс власти
- Во всех случаях наличие статуса обеспечивало приятие (и воспроизводство) картины мира, но не наоборот.
- Евразийство?