Взаимосвязь ислама и этничности в условиях Дагестана

Процесс формирования этнической идентичности обусловлен взаимодействием и наличием существенной связи с религиозным фактором.

Ислам и этничность в условиях Северного Кавказа, взаимно поддерживают и как бы подпитывают друг друга. Бурный всплеск этничности здесь шел параллельно с процессом возрождения ислама.

История религии свидетельствует, что не этнонациональные отношения приспосабливаются к религиозной системе, наоборот, последняя приспосабливалась к ним. В Дагестане этот процесс происходит путём взаимодействия ислама с нормами обычного права (адатами) и традиционными доисламскими обрядами местных народов.

В условиях Дагестана ислам, структурируемый не просто как религия, но и как образ жизни, претерпел определенные изменения, он прошёл процесс преломления на местной этнической основе.

До ислама дагестанские народы были расчленены по языковому, этническому и религиозному признакам. После принятия ислама народности и племена оказались объединенными на основе религиозной общности. Ислам довольно прочно вошёл в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями, он всё больше фиксировался в обыденном сознании, в фольклоре, морали, общественной мысли. Также влияние мусульманской религии сказывалось на семейной жизни, и на национальных традициях.

В своём исследовании М.Я. Мирзабеков отмечает «влияние ислама, учреждений и служителей культа на жизнедеятельность и духовно-нравственную атмосферу в дагестанском селе, оставалось определяющим. Особо велико было влияние ислама, норм и установлений шариата на семейно-брачные отношения и взаимоотношения между членами семьи дагестанцев».

Религиозное возникло в плане мировоззренческом, и лишь позже распространилось на этнические, культурные, политические процессы. Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию народов Дагестана.

Национальные особенности дагестанцев складывались на протяжении многих веков, поэтому специфические черты национального характера находили отражение в самосознании этносов в художественном творчестве задолго до возникновения самой нации.

Религиозное же, хоть и возникает в определенной национальной среде, отнюдь не выражает сути национального. Так, в этническом смысле мусульманин безлико, ибо не обозначает ни языковой, ни культовой принадлежности народа, а понятие нация широкообъемное, включает общность языка, культуры, истории, территории.

Если этническая идентичность формируется под непосредственным влиянием общности территории, культуры, языка и т.п., то для формирования религиозной идентичности всего этого не требуется. Ислам запрещает любое деление по этническому признаку, хотя он и не против этнической принадлежности и этнической идентичности.

В истории Дагестана религия играет двоякую роль с одной стороны объединяющую роль единства (например, в национально-освободительном движении в 19 в. против антиимпериалистической силы). С другой стороны сама религия занимает активное место в системе идеологических средств, используемых определенными силами в современном Дагестане.

Вряд ли надо думать, что мусульманская самоидентификация сегодня и завтра будет играть важную роль в стабилизации межэтнических и межгосударственных отношений, как показывают современные межнациональные отношения, главную роль в безконфликтном решении вопросов играют не духовные, а социально-экономические факторы.

Тем не менее, одной из серьезных проблем в Дагестане и на Северном Кавказе продолжает оставаться неразрешенное противоречие между ростом религиозного сознания и правовыми принципами российского государства, стремящегося согласовать принципы своего законодательства с принципами европейского права. В связи с этим есть необходимость соотносить общефедеральные требования с таким явлением как ислам, тем более что последний всё же является достаточно активным фактором и имеет опору в современной мировой цивилизации.

Таким образом, есть основание говорить о том, что религия оказывается тесно связанной с понятием этничности, ислам стал частью культуры и образом жизни дагестанцев, и здесь трудно провести грань между религиозными и этническими особенностями.

Арсланбекова З.Б., эксперт в области кавказоведения.
Агни-София

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>