Девять школ и детских садов в пяти районах Карелии и в Петрозаводске помогут республике возродить национальные языки с помощью уникальной методики обучения «языковые гнезда».
Группы и классы в девяти школах и детских садах Пряжинского, Олонецкого, Калевальского, Прионежского, Суоярвского и Костомукшского районов республики погрузятся в естественную языковую среду. О проекте «Финно-угорские языки и культура в дошкольном образовании» накануне рассказала член правления организации «Nuori Karjala» Наталья Антонова на заседании в Минобразования Карелии. По ее словам, уже было подписано соглашение с руководством детских садов и школ, а проект был согласован с республиканским министерством.
«Технология «языковое гнездо» уникальна и позволяет детям с самого раннего возраста стать двуязычными. В садике воспитатели будут говорить с ними только на национальном языке, а дома от родителей они получат русский. Мы считаем, что открыть такие группы повсеместно в карельских селах вполне реально, а впоследствии мы хотели бы сделать методику базовой», — пояснила Наталья Антонова.
По ее словам, погружать детей в языковую среду с 4-5 лет уже неэффективно. Если начать прививать ученику национальный язык с раннего детства, то к поступлению в школу он будет знать и его, и русский на хорошем уровне.
«Нужно заметить, что это единственная в своем роде методика, которая дает стопроцентный результат и возвращает к жизни языки. Даже если в такой группе будут обучаться лишь пять-шесть человек, ее ни в коем случае нельзя объединять с другими или закрывать», — подчеркнула заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева.
На заседании было принято решение подготовить специалиста в Петрозаводском институте повышения квалификации, который будет курировать карельских дошкольников, изучающих национальные языки в «гнездах».
По словам Натальи Антоновой, проект стартовал в 2009 году. Он был предложен западными педагогами, которые посоветовали вернуть карельских детей к раннему двуязычию. В девяти школах и детских садах, которые участвуют в проекте, учащиеся будут в естественной среде изучать ливвиковское с собственно карельское наречия карельского языка, а также вепсский и финский.
ИЖ «Республика Карелия»
Есть мнение, что слишком раннее изучение сразу двух языков негативно влияет на детскую психику. Сначала следует хорошо овладеть одним языком, а уже потом учить другие.