Зачем венграм туранизм?

Hungary640Венгерские националисты склоняются к новой идеологии. Ей стала ориентация на Турцию и исламские страны

Двойной сюрприз из центра Европы

За последние несколько лет Венгрия дважды разочаровала многих в Европе, причем одним и тем же людям в течение короткого срока удалось сделать это с диаметрально противоположно настроенными частями европейцев. Речь идет об одержавших победу на выборах 2010 года венгерских националистах в составе правоконсервативной партии «Фидес» («Венгерский гражданский союз»), получившей 54 % голосов, и ультраправой партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»), получившей 17 % голосов.

Такой успех националистов разочаровал многих венгерских левых и либералов, особенно учитывая то, что если риторика умеренной по венгерским меркам партии «Фидес» соответствует радикальному по европейским меркам французскому «Национальному фронту», то «Йоббик», стоящий на откровенно третье-путистских (грубо говоря, фашистских) позициях, находится за гранью европейской политкорректности.

Разочарование усилилось, когда в Венгрии — члене Европейского союза — в 2011 году была принята, а в 2012-м вступила в силу новая конституция, идеология которой не соответствует тенденциям развития и ценностям современной Западной Европы. В частности, согласно этому документу, христианство считается объединяющим нацию фактором; началом человеческой жизни, которую должно защищать государство, определяется момент зачатия; брак называется союзом мужчины и женщины, что на корню отвергает легализацию гомосексуализма. Кроме того, новое венгерское правительство стало активно раздавать венгерское гражданство этническим венграм в приграничных территориях иностранных государств (Словакии, Украины), чем на практике подтвердило свое неприятие послевоенных границ, отсекающих от Венгрии ряд территорий, которые в ней принято считать своими.

Однако прошло немного времени, и венгерские националисты не меньше разочаровали своих «коллег» — националистов из других европейских стран, которые приветствовали успехи «Фидес» и «Йоббик», как они это делают каждый раз при успехе крайне правых во всех странах Европы.

Азиатские жесты европейских националистов

Дело в том, что венгерские националисты оказались не только антиглобалистами, евроскептиками, ультраконсерваторами, антисемитами и цыганофобами (последние две характеристики они, впрочем, ради приличия отрицают), но и пантюркистами и туранистами.

Причем венгерские националисты, как «Фидес», так и «Йоббик», заявили о своих пантюркистских симпатиях весьма откровенно. Они активно поддержали проведение в Венгрии в 2012 году уже третьего по счету и самого представительного за все время курултая тюркских народов, который открывал председатель венгерского парламента Шандор Лежак. Внутри самой Венгрии депутаты от «Йоббика» борются за возрождение алфавита на основе тюркских рун, в частности, за его внедрение в символические для нации сферы. В 2011 году была издана первая Библия с тюркско-рунической письменностью, в том же году первая табличка с названием населенного пункта тем же алфавитом была установлена венгерским депутатом у въезда в село Бене в украинских Карпатах, которые венгерские националисты считают своей исторической территорией. Естественно, за установление таких табличек перед населенными пунктами они борются и в самой Венгрии, в ее формальных границах.

Активисты партии «Йоббик» во время митинга в Будапеште. Фото: Tamas Kovacs / AP

Активисты партии «Йоббик» на митинге в Будапеште. Фото: Tamas Kovacs / AP

К ужасу своих «коллег»-исламофобов в Западной Европе, венгерские ультраправые заявили, что будут союзниками Турции, которую годами пытаются не пускать в ЕС европейские консерваторы, неформально считающие его «христианским клубом», в котором не место стране с 80-миллионным мусульманским населением. А тут такой удар в спину не просто от братьев-христиан, но от радикальных националистов!

Кстати, насчет христиан. Несмотря на свой христианский ультраконсерватизм и введение в конституцию Венгрии положения о центральной роли христианства для венгерской нации, тот же Габор Вона, лидер инициировавшего это «Йоббика» заявил, что «ислам является последней надеждой человечества во тьме глобализма и либерализма». Тем самым Вона выступил с позиций традиционалистского союза христианских и исламских государств в пику национал-либералам вроде ультраправого голландского гомосексуалиста, покойного Пима Фортейна и его преемника Герта Вильдерса, которые апеллируют к защите «иудеохристианской культуры», по сути, понимая ее как постхристианскую.

Апофеозом же этой политики стал разрыв дипломатических отношений между Венгрией и Арменией из-за азербайджанского солдата Сафарова, убившего армянского солдата Маргаряна во время международных образовательных курсов, проходивших в Будапеште в 2004 году в рамках программы НАТО. Сафаров был приговорен к пожизненному заключению и отбывал свой срок в Венгрии, но в 2012 году националистические власти приняли решение экстрадировать его в Азербайджан, где его немедленно помиловал и наградил президент Ильхам Алиев. Тогда многие аналитики были убеждены, что такое решение венгерского правительства было финансово мотивированным. Но, как оказалось, оно стало следствием в первую очередь решительной геополитической переориентации Венгрии на союз с тюркским миром.

Гены как довод: против и за

Все это может удивить тех, кто не знаком с историей венгров и их национального движения: как это так, христианский народ в самом центре Европы и вдруг какой-то пантюркизм?

Особенно сильные эмоции по поводу венгерской политический обстановки испытывают не только западные европейцы, не симпатизирующие исламу, но и активисты угро-финских движений, обвиняющие венгров в чисто конъюнктурном развороте от угро-финского мира к тюркскому. Вот, мол, за турецко-азербайджанскую чечевичную похлебку продали угро-финское первородство. Но, вероятно, они недооценивают серьезность ситуации и идейную мотивированность этого разворота. Вот как на выражения их обид отвечает, в частности, депутат венгерского парламента от партии «Йоббик» Иштван Саваи:

«Финно-угорская теория была придумана австрийскими учеными, чтобы подавить венгерскую идентичность. Мы не против финно-угорского родства, но мы встраиваем эту теорию в более широкую концепцию происхождения древних венгров от туранских народов. Мы хотим заменить устоявшееся мнение о финно-угорском родстве и доказать теорию о гуннском происхождении наших предков».

Иштван Саваи. Фото: личная страница в Facebook

Иштван Саваи. Фото: личная страница в Facebook

Прибегая вместе с другими европейскими националистами к генетическим аргументам с целью разубедить венгров в правильности их переориентации на тюркский мир, угро-финские активисты сами же попадают в собственную западню. Так, угро-финский активист Дмитрий Семушин в статье «Почему Венгрия предала финно-угорское единство в пользу «Великого Турана»» пишет: «… генетические исследования гаплогрупп, проведенные венгерскими учеными, обнаружили «уральскую комбинацию» генов у одного из 250 мужчин венгров».

Но дело в том, что под «уральской комбинацией генов», скорее всего, подразумевается гаплогруппа N, характерная для угро-финских народов. Ее-то как раз у венгров обнаружено около 1 %, что говорит о том, что именно с угро-финнами венгры генетически имеют мало общего. Зато гаплогруппа R1b, характерная для многих тюрок, является у венгров второй по распространенности (17 %). Не все так просто и с гаплогруппой R1а — первой по распространенности (32,5 %), которой венгров увещевают европейские расисты, называя ее арийской и, соответственно, венгров — арийцами. Эта «арийская» гаплогруппа почему-то оказывается характерной для таких народов, как монголы-хотоны (82 %), киргизы (69 %) и алтайцы (58 %).

На это можно возразить тем, что группа R1a распадается на европейский (z283) и азиатский (z93+) маркеры и что для венгров, как и других восточноевропейцев, характерен как раз первый. Однако такая подробная детализация в рамках столь молодой науки, как молекулярная генетика, постоянно уточняющей свои критерии и методы, никак не может быть ultima ratio в споре об этногенезе целого народа.

Даже если отталкиваться от аргументов «крови», следует помнить, что молодой молекулярной генетике предшествовала классическая расология, основанная на антропологических методах. Любой наблюдательный человек, который жил в Центральной Европе, может заметить, что от Карпат на Востоке берет начало и дальше вплоть до Швейцарии имеет распространение один и тот же тип, который в расологии называется «альпийской расой» — тип с довольно-таки южной внешностью, хотя и не такой выраженной, как у некоторых народов Балкан и Средиземноморья. И среди венгров как раз преобладает именно этот тип — совершенно не характерный для финнов или вепсов, но вполне характерный для некоторых турок или татар. Эту внешнюю схожесть дополняют исторические предания венгров об их туранском происхождении.

Новые гунны в центре Европы

Впрочем, надо понимать, что именно сегодня получает распространение в венгерском обществе и как это понимают сами венгры. А речь идет даже не о пантюркизме, а о более широком понятии — венгерском туранизме, что заставляет взглянуть на это явление в европейской перспективе и ретроспективе. В этой связи весьма показательно, что идеологи венгерских туранистов говорят не только о тюркских, но и об иранских корнях венгров. На первый взгляд, это совершенно запутывает ситуацию и уже начинает напоминать абсурд. Каким образом они связаны с далеким во всех отношениях Ирану?

Дело в том, что венгерские туранисты считают венгров ни много ни мало потомками гуннов. И этим при желании могут объяснить любые нестыковки, ибо кто такие гунны, достоверно до сих пор неизвестно. Одни считают гуннов древними тюрками, другие видят в них предков тюрок. В последнем случае сами тюрки могут быть рассмотрены как более поздний феномен, возникший из «наложения» друг на друга алтайских палеоазиатских племен (предположительно угров), задавших ему свою языковую парадигму, и ираноязычных туранцев, которыми и могла быть часть гуннов.

В этом смысле исторически Туран и Туркестан — не одно и то же. Известный персидский эпос «Шахнамэ» описывает извечный конфликт Ирана и Турана, но, по сути, речь идет не о расовом конфликте («арийцы — тюрки»), как считают многие, но о цивилизационном антагонизме двух полюсов самого иранского (ираноязычного) мира, по аналогии с конфликтом Афин и Спарты. Если «Иран» — это название иерократической жреческой цивилизации Юга, то «Туран» — обозначение ее северной периферии, на которой находились военно-демократические общины, противостоящие этой цивилизации.

Если исходить из такого понимания, то гунны, изначально возникшие в районе Центральной Азии, то есть Турана, могли представлять собой конфедерацию племен, в которую входили и северные арийцы, и прототюрки, а впоследствии уже и авары с готами. То есть налицо, как сейчас говорят, «геополитический проект» аутсайдеров сего мира, заточенный против осевых цивилизаций того времени: Ирана на Юге и Рима на Западе.

Не случайно в таком случае, что знамя гуннов поднимают антиглобалисты из «Йоббика». Это объясняет многие, на первый взгляд, противоречия в их позиции. Например, сочетание проиранизма и протюркизма, антисионизма и происламизма, протурецкой и прогерманской геополитической ориентаций. Ведь те же гунны, помимо очевидного тюркского или прототюркского их компонента на определенном этапе тесно взаимодействовали с готами, в том числе, породнившись с ними через династические браки.

Исходя из всех этих построений становится понятно, что для венгерских националистов их туранизм означает не отказ от европейской принадлежности. Напротив: осознавая себя европейским народом, они отдают себе отчет в том, что в новом Риме под названием Евросоюз их ждет в лучшем случае участь бедной и бесправной периферии. А раз так, то не лучше ли стремиться стать лидерами «новых гуннов»?

 Вадим Сидоров

Русская планета

Вам также может понравиться

5 Комментариев

  1. 1
  2. 2

    Похоже, именно венграм в Европе предстоит доказать, что в России совершенно извращённое понимание генетических корней тюрок. Даже названия «половцы», «кипчаки», «печенеги» буквально кричат о светловолосых племенах (светло-жёлтый, соломенный в переводе с тюркского), носивших эти названия. Совершенно очевидно, что и гунны в большинстве своём были такими. И уж совсем не случайно Республика Hungary несёт название от античных покорителей Европы, а немецкие лингвисты в XIX пришли к выводу, что ближе к германцам и англо-саксам по языку стоят именно тюрки. Да, многие тюрки, граничащие с Китаем и Монголией приобрели монголоидные черты, но они помнят о своих великих предках!

  3. 3

    Туранизм был популярен среди правых радикалов еще в межвоенной Венгрии. На его базе осуществлялся даже альянс с японскими » милитаристами» ( японцы настаивали на своем туранском происхождении дабы подчеркнуть отличие от народов Кореи, Китая и стран ЮВА) . А вообще, много удивительного происходит на свете. Венгры желают быть тюрками, башкиры уграми, русские финнами. Впрочем, если мадьяры хотят быть гуннами, пусть они ими будут. Если серьезно, то туранизм сулит маленькой Венгрии реальную перспективу стать влиятельным государством в международном масштабе. Для того, чтобы играть важную роль в мировой политике необязательно иметь огромную территорию и громадное население. Достаточно привести примеры Ватикана, Израиля, Кубы, титовской Югославии. . . Желательно бы посмотреть, что получится если » Йоббик» придет к власти. Русскому сердцу туранская тема тоже близка. Тут сразу вспоминаются и вдохновенные стихи поэтов Серебрянного века и наша народная пословица » На хитрую Европу найдется гунн с винтом» .

  4. 4

    А можно связать с «туранизмом» высказывания германских лингвистов о близости немецкого языка с тюркским? Ведь если мы признаём гуннов (какие дошли до Британских островов) тюркоязычными, то становятся понятными слова в английском и тюркском языках. Например, tell, say, big, man и др. совершенно идентичные слова.Заметьте, слова связанные с языком и обозначением человека! А близость древних тюркских рун с германскими?

  5. 5

Добавить комментарий для Дм. Карягин Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>