Живописец Айгуль Ишбердина. «Притяжение гор»

«Гляжу я на горы, и горы глядят на меня.
И долго глядим мы, друг другу не надоедая.»

Ли Бо

Айгуль Фаритовна Ишбердина, живописец, родилась в Сибае. Член Союза художников РФ с 2010 года. Стипендиат Министерства культуры РФ (2015 год). Лауреат молодежной Государственной премии им. Ш. Бабича. Участник и дипломант региональных, российских, международных проектов (с 2003 года). Преподаватель высшей категории. Образование: УУИ (1998–2003 гг.), УГАИ (2003–2009 гг.). Работы находятся в БГХМ им. М.В. Нестерова, в частных коллекциях и музеях в России и за рубежом.

«Свобода есть, и живет она в горах». Нам, заложникам монотонной работы, спешки и суеты, некогда «парить в облаках», а зря. Горы очищают от лжи и земных проблем, дают силы и вдохновение, горы – это вызов и осознание. Их мудрость и магнетизм настояны на терпкой истории веков, на седых тайнах тысячелетий. «Горы зовут тех, чья душа им по росту». Это так, и еще одно доказательство тому – живопись художницы Айгуль Ишбердиной. Притяжение гор (а ведь оно действительно есть!) ощущается в ее работах, порой даже и не связанных напрямую с «горной» темой.

Мир пейзажей Айгуль просторен и высок. Панорамы бескрайних равнин и лесов, водоемов, аукающихся с вершинами, изображены и с высоты птичьего полета, и с низинных точек, но всё расположение частей завязано вокруг главного героя – горы, в обрамлении певучих водопадов, зеркальных озер и плавных волн белесого ковыля. Даже в автопортрете диагональная композиция тела в зеленом шелке напоминает горный склон, во всей красоте его гибкой, мягкой пластики. Эта плавность и певучесть, что сродни напевам народного танца, усиливается струящимся, «ласковым» и грациозным мазком, характерным для традиционной реалистической живописи; в ней проступают традиции башкирской национальной школы. Для нее, выпускницы Уфимской академии искусств, реализм – лучший способ выразить в деталях свою любовь к родной земле.

«На просторах», Айгуль Ишбердина, 2014, холст, масло

Начиная с рождения в городе Сибае, у подножия горы Ирендык, воспетой П. Салмасовым, и детства в деревне ее бабушки и дедушки (Туманчино Мелеузовского района), где до сих пор почитается священной гора Кунгак с ее древней славной историей, горы окружали Айгуль. Позже – хребты и массивы Зауралья и Южного Урала, Киргизии, панорамные виды Уфы (тоже город на горе) – можно видеть, как горы помогали молодой художнице обрести себя. В Уфе началось профессиональное художественное образование Айгуль, и здесь ее искусство и любовь к природе и к своим корням приняли целокупные, законченные формы. «Лучшие люди оттого и становятся лучшими, что верят в свои способности с самого начала», – заметил Харуки Мураками. Эта вера плюс трудолюбие и упорство (очевидно влияние родного притяжения) помогли достигнуть звания лауреата молодежной Государственной премии им. Ш. Бабича, звания стипендиата Министерства культуры РБ, открыли возможности интересных поездок и встреч.

«Дым памяти», Айгуль Ишбердина, 2016, холст, масло

Иногда в картинах Айгуль видно искушение включить в панораму пейзажа все знаковые и важные для нее детали, нежно обнять и охватить как можно больше, и здесь ей необходимы строгий отбор и мера, баланс между лаконизмом и душевностью. Примером их гармоничного сочетания может служить ее пейзаж с коровой, неизменно умиляющий публику узнаваемостью, простотой и лаконичностью. На переднем плане – обычная горная буренка у темной воды, на фоне одной из живописных инзерских скал. Бровастая, взъерошенная, слегка запачканная, одна из тех чрезвычайно симпатичных уральских кормилиц, что гуляют по дремучим лесам и почти отвесным скалам, не боятся волков и медведей, презирают машины и любят стоять в быстрых речках. Даже в цветовом и тональном отношении эта корова – плоть от плоти своей земли и потому так «рифмуется» с окружающим ее уголком почти девственной природы, не говоря уже о своем символическом значении (у каждого художника – своя корова). Горы для Айгуль – это тоже символ, по ее признанию, символ любви к миру, место силы.

Цветовая гамма художницы – то мягкие переходы-переливы зеленого, синего, «степного» золотого, то праздничная яркость и «нарядность» контрастов стремится к традиционно народным сочетаниям, и в этом она иногда не чужда милой наивности, если того требует ее душа. Заботливая и любящая, очень женственная, ее кисть воспроизводит впечатления детства, в портретах бабушки, деда, братишки, мамы, других персонажей – ночных лошадей или танцующих девушек в родном антураже – детские краски памяти действительно ярки и контрастны. Несмотря на «дым памяти», как на одноименной картине Айгуль.

Прошедший 2019 год был для нее богатым на события и поездки. В марте Айгуль стала участницей масштабного международного проекта «Стамбул глазами друзей». В выставке принимала участие группа женщин-художниц из стран Содружества. Цель проекта – показать родство культур, организовать творческий диалог, ведь у тюркоязычных народов много общего. «Художник как путешественник открывает для себя далекие горизонты, новые образы культуры. Общение такого рода – автор, картина и зритель – большая роскошь и всегда ценность. В ней приняли участие женщины – графики, живописцы, мастера декоративного искусства из Азербайджана, Башкортостана, Казахстана, Кыргызстана, Татарстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Кипра, Турции, – рассказывает Айгуль. – Именно женщина воспитывает культуру в наших детях, является ее носителем. Было интересно и полезно пообщаться с художницами и мастерицами из других стран, тем более, что я была там самая молодая, прекрасная возможность набираться опыта, сравнивать. В картинах сразу видны темперамент и характер той или иной страны. Мне кажется, что мои картины и вообще картины художников Башкортостана отличаются душевностью, мы сумели это сохранить».

«Водопад. Лето», Айгуль Ишбердина, 2016, холст, масло

Почти сразу после этого события, в мае, позвал в дорогу Кыргызстан. Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявила киргизский город Ош культурной столицей тюркского мира в 2019 году. Именно здесь состоялась 21-я встреча тюркских художников из одиннадцати стран. В течение пяти майских дней продолжался пленэр, где художники изображали достопримечательности Оша и его окрестностей. Красота киргизских гор поразила художников. Айгуль удивило, что на этих чудесных склонах произрастает цветок с ее именем – Айгуль: словно еще один маленький знак притяжения гор. «Киргизский язык схож с башкирским. У них есть священная гора Сулейман-тоо, напоминающая Торатау-шихан. Вообще горы там потрясающие», – делится впечатлениями Айгуль. В этом же году она приняла участие в арт-симпозиуме по современному искусству «Свадебный переполох» в Елабуге (Татарстан) и в Гагаузии (Молдавия). Между тем, на выставке ЦВГ Уфы представлено много новых больших полотен. Где взять на все время, силы и вдохновение? Айгуль – не только живописец, но и педагог дополнительного образования в студии «Диалог» (подростковый клуб «Радуга»), где работает с детьми с 2009 года. «Любовь к родному краю, образы людей и животных, национальный быт, колорит, мифы и легенды нашего народа, а также работа с детьми – вот источники моего вдохновения. Дети – бесконечный поток любви, они открывают для меня мир под другим углом! Стараться помочь им поверить в свои силы, вдохновить на новые свершения, радоваться вместе с ними их успехам и победам – это и есть дело педагога». Дети отвечают ей любовью, живым интересом к творчеству. Как сообщили родители учеников, детей записывают «специально на Ишбердину», потому что видят прекрасные результаты выпускников.

«На просторах II», Айгуль Ишбердина, 2013, холст, масло

На открытии выставки в Центральной галерее Уфы художница заботливо создала душевную атмосферу, созвучную тональности ее работ. Словно сошли с ее картины семь танцующих девушек в народных костюмах, заворожившие скупой и точной грацией (ансамбль «Upgrade»). Эхом горных мотивов звучали курай и композиции этно-электронной музыки «Haya» (проект Марата Татураса)… Но все же от картин шло ощущение особенной тишины. «Горная тишина по сравнению с шумом мегаполисов кажется нереальной, но, тем не менее, она существует. Харуки Мураками называл ее абсолютной. «Перестаешь понимать, где находишься, такая она стопроцентная. Просто очень тихо…». Такая тишина – в пейзажах Рериха и в китайской традиционной живописи (жанр «горы-воды»), словом, в творчестве тех, кто постиг высшую мудрость и сосредоточенность гор, единство мироздания в большом и малом, их светлое начало, полное поэтических образов. Пусть они будут неисчерпаемы для Айгуль.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 204-207

Источник:artrb.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>