Золотая Орда и Пруто-Дунайское междуречье

С географической точки зрения Южно-Молдавская равнина представляет собой юго-западную окраину Восточно-Европейской равнины. Молдавия является крайним юго-западным пограничьем обширной лесостепной зоны Евразийского континента, простирающейся сплошной полосой от восточных предгорий Карпат до Алтая. Для Молдавии характерен умеренно-континентальный климат, свойственный большинству географических районов Евразийской лесостепи: умеренно жаркое лето и умеренно прохладная зима. Для Молдавии, как и для всей евразийской лесостепи, характерно отчётливое выделение 4 времён года: весны, лета, осени и зимы. Вследствие наличия на территории Молдавии зоны широколиственного леса (кодры) годовое количество осадков (500 – 550 мм на севере, 400 – 450 мм на юге) здесь превышает количество, характерное для лесостепи (300 – 400 мм).
Известный российский археолог М.Б. Щукин отметил, что во 2-й половине I тысячелетия до н.э. евразийское пространство было структурировано в систему семи культурных миров:
1) эллинско-римский;
2) кельтский (латенская культура);
3) латенизированные культуры Северной Европы (протогерманцы);
4) франко-гето-дакийский мир – Прикарпатье и север Балканского полуострова;
5) мир лесных (балтских и балто-славянских) культур восточной Европы;
6) мир финно-пермских племён;
7) степной (скифо-саксо-сарматский, ираноязычный), кочевнический.
Другой российский археолог, Л.Н. Корякова, высказала мысль о добавлении к этому перечню ещё двух образований:
8) «сарматизирующийся» мир лесостепи, угорских и иренских культур Зауралья и Западной Сибири (саргатская, большереченская);
9) большой угро-самодийский мир лесных культур Урала и Западной
Сибири.
Эти ареалы обладали своими центрами, и между ними существовали отношения различных уровней. Авторы убеждены, что «к концу I тысячелетия до н.э. почти не осталось (или осталось очень мало) культур, которые развивались изолированно.
Территория современной Молдавии служила естественным географическим пограничьем европейского франко-гето-дакийского и евразийского скифо-саксо-сарматского миров. Следует обратить внимание, что в середине I тысячелетия до н.э. на просторах Евразии сложилось обширнейшее культурно-историческое образование – скифо-сибирская общность.
Как указывает российский историк А.И. Мартынов, «скифо-сибирское культурно-историческое единство как своеобразная культурно-историческая общность сложилась в конце VI — начале V вв. до н.э. и просуществовало в степях Евразии как историческое явление до конца II в. до н.э., включая в себя скифские, савроматские, меотские племена Европейской части СССР, саков Средней Азии, племена Алтая, Тувы, тагарские племена на Енисее, других жителей Монголии и вступивших в определённые контакты на обширном пространстве степного пояса Евразии, охватывавшем на западе территорию степей Причерноморья, вплоть до Дуная, степного Прикавказья и Поволжья, а на востоке степи южного Приуралья, Казахстана, Южной Сибири и Средней Азии».
Границами этого скифо-сибирского культурно-исторического единства, сложившегося на территории степей и лесостепей Евразии, стали Причерноморье и Дунайская равнина на западе, Средняя Азия и Забайкалье на востоке, пояс лесов на западе и горные системы на юге. Таким образом, территория современной Молдавии вошла в этот единый скифо-сибирский ареал.
На территории Молдавской ССР скифские кочевнические курганы были открыты на высоком берегу Днестра между сёлами Парканы и Карагаш Слободзейского района, у села Бутор Григориопольского района. В скифском кургане у села Балабан Тараклийского района было открыто погребение женщины-воина – единственная находка такого рода на Днестровско-Дунайском междуречье. Всего с 1971 по 2000 гг. на территории Днестровско-Дунайского междуречья и левобережного Поднестровья были обнаружены 20 скифских погребений с ритуальными каменными плитами.

Территорию современной Молдавии, таким образом, можно определить как контактную зону между франко-гето-дакийским (европейским) и скифо-сибирским (евразийским) мирами.
Как отмечает современный молдавский археолог Р.А. Рабинович, последняя четверть V века «вряд ли застала в Карпато-Днестровских землях хоть сколько-нибудь значительное оседлое население». Племена-носители Черняховской культуры были сметены гуннским нашествием и ушли за Дунай. С VI века, согласно готскому историку Иордану и византийскому историку Прокопию Кесарийскому, в Днестровско-Прутском междуречье обитали племена антов и склавинов. И если склавины в историографии бесспорно интерпретируются как раннеисторические славяне, то вопрос о происхождении антов не столь бесспорен. Ряд авторов ставят под сомнение чисто славянское происхождение этого племени. Согласно данным письменных и вещественных источников, а также мнению авторитетных исследователей, за антами могут стоять не только славяне, но и иранское (сармато-аланское) население, тюрко-болгары, а также уличи, этническое происхождение которых само по себе представляет сложную научную проблему.
По данным целого ряда источников, в период с V по XIII век на территории современной Молдавии фиксируется и ряд кочевых народов. Во 2-й половине V века в степи Северного Причерноморья откочевала часть гунно-болгарских орд. С конца V по VII века южная часть Бессарабии контролировалась различными протоболгарскими кочевыми племенами. Среди народов, мигрировавших через территорию Молдавии в указанный период, можно отметить сарагуров, урогов, савиров. Практически доказанным считается пребывание в VI веке в Пруто-Днестровском междуречье протоболгар-кутригуров. В середине VI в. в Нижнем Поднестровье в течение короткого времени пребывали авары. В VII в. на всём пространстве Северного Причерноморья свою власть усиливают болгары-оногуры. Их предводитель, легендарный хан Аспарух, основатель Дунайской Болгарии, перед овладением Нижним Дунаем обосновался в Буджаке, где выступал в качестве вождя своих болгар, а также местных уличей и волохов. При этом, после перемещения орды Аспаруха за Дунай часть тюрко-болгарского населения осталась в Буджаке, и по одной из версий, являются предками гагаузов.
В X – XI веках в центральной части Пруто-Днестровского междуречья, помимо славянских племён тиверцев и уличей, здесь проживало оседлое население, связанное своим происхождением с Салтово-Маяцкой археологической культурой, характерной для Хазарского каганата. Носителями этой культуры были хазары, тюрко-болгары и аланы. Как отмечает Р.А. Рабинович, археологические памятники в центральной Молдавии позволяют говорить о непосредственном переселении в Пруто-Днестровское междуречье носителей данной культуры. Антропологический облик погребённых в могильниках Лимбарь и Кэпрэрие свидетельствует о недавнем смешении славянского и тюрко-болгарского компонентов.
Во 2-й половине IX века происходило «обретение родины» венграми, или уграми – кочевой ордой, двигавшейся из бассейна реки Кама (территория современной Башкирии). В конце 80-х – начале 90-х гг. IX века это евразийское кочевое племя оказалось в т.н. «Этелькузе», границы которой традиционно определяются от Днепра до Сирета. Однако, как отмечает Р.А. Рабинович, территория Южной Молдавии в районе Нижнего Днестра и Нижнего Дуная, а также крупных рек, впадающих в Дунай и Чёрное море, как нельзя лучше отвечает этимологии «Этелькуза» — «место, где соединяются пять рек». А следом за венграми в конце IX века на юге Молдавии обосновались другие выходцы из заволжских степей – печенеги, вытеснившие из Южной Молдавии дунайских болгар и образовавшие здесь, согласно данным византийских и германских письменных источников, одно из печенежских колен.
В XI – XII веках к печенегам присоединяются новые евразийские кочевники – сначала торки (гузы), а затем половцы (куманы, кыпчаки), ставшие хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша и Сырдарьи, вошедшей в историю под именем «Половецкая степь», «Дешт-и-Кыпчак», или, по-казахски, «Дешти-Кыпшак». Именно для половцев римская курия и венгерские короли учредили Куманскую епископию.
В XIII – XIV вв. Пруто-Днестровское междуречье было включено ещё в одну великую евразийскую империю – Золотую Орду, оказавшую значительное и весьма неоднозначное влияние на историю евразийского континента, и в первую очередь на историю России, её государственность, администрацию, экономику и культуру. Известно высказывание великого русского историка Н.М. Карамзина: «Москва обязана своим величием Ханам». Один из классиков евразийства, П.Н. Савицкий, пишет со всей определённостью: «Без «татарщины» не было бы России». Территория Российской Империи, а затем и СССР, почти полностью воспроизвела границу Золотой Орды.
Многочисленные исторические свидетельства и хроники, равно как и результаты археологических исследований, непреложно свидетельствуют: территория Пруто-Днестровского междуречья на протяжении по меньшей мере 100 лет была непосредственно включена в состав Золотой Орды, а впоследствии на юге этих земель, вплоть до XIX века, обитали её прямые наследники.
После пятилетнего продвижения монголов через земли Волжской Булгарии, Руси и половецких степей, Польши, Чехии и Венгрии, после безуспешного штурма городов на побережье Адриатики, монгольские отряды зимой 1242 года сосредоточились в низовьях Дуная и оттуда ушли в причерноморские степи. К 1243 г. можно отнести возникновение нового государства под названием Золотая Орда.
В описании фламандского монаха и путешественника Гийома де Рубрука, который побывал в Великой Монголии в 1253 – 1255 гг., и в описании которого мы находим подробнейшие сведения о территории Золотой Орды начального её периода, пишет: «От устья Танаида к западу, до Дуная, всё принадлежит им; так же и за Дунаем, в направлении к Константинополю, Валахия, земля, принадлежащая Ассану, и малая Булгария, до Склавонии, платят им дань». Известный российский историк и археолог В.Л. Егоров на основании этого делает вывод: «Судя по этому сообщению, государственная территория Золотой Орды упиралась в Дунай, не переходя на его правобережье».
Территории, подвластные хану Батыю (Бату), простирались от Дуная и Черноморского побережья до современного Южного Казахстана. Гийом де Рубрук покинул их, находясь в шести днях пути восточнее города Талас (ныне Джамбул), где начались владения хана Мунке. Некоторые арабские и персидские историки, описывая территорию Золотой Орды, указывали, что она занимает пространство «от моря Константинопольского до реки Иртыша, в длину 800 фарсахов». Великий арабский географ 1-й половины XIV века Аль-Омари, которому принадлежит наиболее подробное описание пределов Золотой Орды, в числе наиболее известных городов этой империи приводит город Акчакерман (Аккерман, ныне Белгород-Днестровский), а среди рек, текущих по территории Орды, называет Дунай и Торлу (Днестр). Кстати, от ордынского названия главной водной артерии Молдавии, возможно, произошли такие южномолдавские фамилии тюркского происхождения, как Тарлев.
Итак, в 1242 году Нижнедунайская низменность стала центром концентрации и длительного пребывания монгольских отрядов, действовавших на территории Европы. Покинув Нижний Дунай, арьергардные отряды монголов остановились и обосновались в Пруто-Днестровском междуречье. Однако вопрос западной границы Золотой Орды стал предметом ожесточённой дискуссии, продолжающейся и по сей день. Так, один из наиболее радикальных молдавских западников и румынистов, П.Ф. Параска, ещё в советские годы пытался утверждать, ссылаясь на Плано Карпини, что западная граница Золотой Орды якобы не выходила за пределы Южного Буга, а «наиболее эффективная власть татаро-монголов начиналась с владений Сартака», т.е. с правобережья Нижней Волги.
Эту точку зрения убедительно опроверг российский учёный В.Л. Егоров. По его мнению, такой подход значительно и необоснованно сокращает и реальную власть монголов, и территорию самого государства: «Попытка представить улус Коренцы самой западной областью золото-ордынских владений связана с тем, что Карпини ничего не упоминает о принадлежности кому-либо земель за Южным Бугом и Днестром. Однако это объясняется тем, что путешественник описывал лишь районы, лежавшие на его пути, почему он так хорошо и был осведомлен об именах владельцев всех улусов между Днепром и Яиком. Через земли, лежащие западнее Днепра, Карпини не проезжал, потому и не упоминает о них. Умолчание Карпини о Пруто-Днестровском междуречье и низовьях Дуная не может свидетельствовать в пользу того, что этот район не находился под властью Золотой Орды».
В.Л. Егоров убеждён, что в этом вопросе нет никаких оснований ставить под сомнение сообщение Гийома де Рубрука, прямо писавшего, что владения Батыя простираются до Дуная. Исходя из этих сведений, можно с максимальной уверенностью утверждать, что Пруто-Днестровское междуречье входило в территорию Золотой Орды с самого начала её существования.
В источниках не содержится упоминания, кому конкретно принадлежал этот улус в 40 – 50-х гг. XIII века. Известно точно, что с середины 60-х гг. здесь обосновался знаменитый монгольский темник, беклярбек Ногай, правнук Джучи – старшего сына Чингисхана. Один из основоположников евразийства, П.Н. Савицкий, сравнивает Ногая – «победителя греков» — с великими русскими полководцами XVIII – XX веков.
По мнению А.А. Порсина, появление Ногая в Пруто-Днестровском междуречье можно датировать 1271 – 1272 гг. Оно было связано с заключением мира между Золотой Ордой и Хулагуидским Ираном, одним из условий которого была отправка Ногая с Кавказа на границу с Византией.
Проведя по поручению хана Берке удачный поход на Константинополь, Ногай обосновался на постоянное жительство в устье Дуная. Византийские историки сообщают, что Ногай «имел пребывание по ту сторону Истра», т.е. севернее Дуная. Арабские историки указывают на то, что становища Ногая располагались в районе города Исакчи (по-гречески Новиодунум, сейчас город находится в Румынии, в Тулчинском жудеце, на правом берегу Дуная). Ядро его владений – Пруто-Днестровское междуречье – стало плацдармом для экспансионистских планов дальновидного ордынского темника. К 90-м гг. XIII века Ногай не только расширил территорию своих кочевий, но и обложил данью соседние княжества.

Венгерское королевство, которому принадлежала значительная территория Пруто-Днестровского междуречья, после монгольского нашествия окончательно утратило контроль над этой территорией. В 60 – 70-е гг. XIII века Ногай значительно расширил территорию своих владений к западу от левого берега Дуная, в результате чего монгольские кочевья распространились на Бэрэганскую степь, расположенную за Сиретом, и далее – к западу, на бассейн реки Олт. В результате столь значительной экспансии Ногай получил возможность контролировать соседние государства и оказывать на них давление. И если Венгрии, защищённой Карпатами, удалось избежать зависимости, то Болгария и Сербия к концу XIII века были вынуждены признать себя вассалами Ногая.
В 70-х гг. XIII века владения Ногая простирались от Днестра до венгерской крепости Турну-Северин на реке Олт. Южная граница Золотой Орды проходила по Дунаю, северная ограничивалась Карпатами. Археологи Г.В. Фёдоров и Л.Л. Полевой предполагали, что ордынские владения распространялись и на Добружу, принадлежавшую Болгарии, однако, по мнению В.Л. Егорова, каких-либо веских данных, подтверждающих это, нет. Местное волошское и русинское население в этот период расселилось в Карпатах, укрывшись в редких и труднодоступных населённых пунктах.
Источники умалчивают о северных рубежах владений Ногая в Сирето-Днестровском регионе. Летописи, рассказывающие о возникновении Молдавского княжества в середине XIV века, туманно повествуют о пустынных местах «во край татарьских кочевнищь». Судя по дальнейшему тексту, эти окраины находились западнее верхнего и среднего течения Сирета, служившего западным рубежом владений Золотой Орды. Гористые местности к северу от Сирета были неудобны для кочевников и не представляли для них интереса. За пределами монгольских владений остался и север Пруто-Днестровского междуречья, включая верхнее течение реки Реут. Выявленные к настоящему времени золотоордынские поселения сосредоточены в центральной и южной частях современной Молдавии.
Начало XIV века знаменуется для Орды сокращением её западных территорий, что было обусловлено победой хана Тохты над Ногаем в 1300 году. Гибель Ногая и разгром его армии резко изменили соотношение сил монголов и местного населения южных Карпат и левобережья Дуная. В 1307 году самая западная часть бывшего Ногаева улуса – Северинский Банат – оказалась под властью Венгерского королевства. Область между Карпатами и левобережьем Дуная стали осваивать волохи. Ареал интенсивного обращения золотоордынских монет на западной окраине Орды ограничивается Пруто-Днестровским междуречьем, то есть нынешней Республикой Молдова и частью Одесской области Украины. Археологические раскопки и разведки выявили многочисленное оседлые поселения с характерными чертами золотоордынской синкретической культуры в бассейнах Днестра, Прута и Сирета. Подавляющее их большинство открыты в междуречье Днестра и Прута, но несколько золотоордынских населённых пунктов открыты и в междуречье Прута и Сирета. По всей видимости, именно Сирет стал в начале XIV века крайне западной границей золотоордынских поселений, а район к западу от Сирета стал нейтральной пограничной полосой.
Южная граница Золотой Орды в XIV веке не изменилась: она по-прежнему проходила по южному течению Дуная, за которым находились разрозненные Болгарские княжества. Поставленный в начале XIV века правителем бывшего Ногаева улуса сын хана Тохты Тукулбуга не предпринимает каких-либо действий на возвращение Бэрэганской степи и удовлетворяется междуречьем Днестра и Прута. По мнению В.Л. Егорова, это указывает на то, что Ногай, захватывая территории вдоль Дуная и к западу от Сирета, действовал с территории своего Пруто-Днестровского плацдарма. Территории, захваченные Ногаем, могли расцениваться центральным правительством Орды как личное приобретение владельца улуса, в отличие от земель, принадлежавших хану и вошедших в состав государства в 1243 году, каковым являлось Пруто-Днестровское междуречье.
Этот окраинный Пруто-Днестровский улус Золотой Орды, принявшей в 1-й половине XIV века ислам в качестве государственной религии, был прекрасно освоен в хозяйственном отношении. В южной, степной части этого региона располагались кочевья, в центральной – в небольших посёлках обитало оседлое население. Эти золотоордынские поселения были густо распределены между Днестром и Прутом, а также к западу от Прута, до рек Сирет и Бырлад.
Мы знаем о четырёх крупных городах Золотой Орды в Пруто-Днестровском междуречье:
Аккерман (он же Белгород, Маврокастро, Монкастро, Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский Одесской области Украины).
Этот город располагался на правом берегу Днестровского лимана, на развалинах древнегреческой колонии Тира (Тирас). Аккерман служил крупным морским портом Золотой Орды, тесно связанным с генуэзскими колониями Крыма. Исследованные во время раскопок Аккермана жилища рядового населения подчёркивают связь с центральными районами Золотой Орды, что особенно проявляется в бытовом устройстве жилищ: наличие печей (тандыров), лежанок (суф), умывальников в полу (тошна), что свидетельствует о присутствии в Аккермане значительной части золотоордынского и среднеазиатского населения.
При этом некоторые бытовые сооружения в жилищах золотоордынского Аккермана претерпели изменения с целью приспособления к местным климатическим условиям. Более тёплый климат позволил ордынцам отказаться от печей-канов с горизонтальными дымоходами, но в домах Аккермана осталась суфа, всегда сопутствовавшая ордынцам в городах Поволжья. Существование отлично налаженных связей Аккермана с центральными районами Золотой Орды подтверждают и находки кашинной поливной керамики с различными типами росписей, неполивной штампованной керамики, а также селадона. Эти находки, по мнению В.Л. Егорова, подтверждают существование в золотоордынское время караванного пути из западных улусов в Поволжье, память о котором сохранилась ещё в XV веке, когда его называли «дорогой татарскою, еже зовется: на Великий Дон».
Судя по находкам золотоордынских монет, город был оставлен монголами в 60-х гг. XIV века. При этом жизнь города была прервана не в результате военного нападения, а замирала постепенно. Это подтверждает точку зрения молдавского археолога Л.Л. Полевого о том, что Аккерман был покинут монголо-татарами гораздо позже остальных городов Пруто-Днестровского междуречья под постепенным натиском с севера молодого Молдавского княжества.
Килия (древнегреческая Ахиллия).
Самый западный город Золотой Орды, находящийся в устье Дуная, в нескольких десятках километров от берега Чёрного моря. Письменные и картографические источники сообщают о принадлежности его к Золотой Орде в XIV веке. Килия представляла собой крупный центр генуэзской торговли, где находилась итальянская колония во главе с особым консулом. Отсюда в страны Средиземноморья экспортировались самые различные товары из центральных районов Золотой Орды: хлеб, мёд, воск, лошади и т.д. Как и во всех золотоордынских портовых городах, имевших выход на международный рынок, здесь была развита и работорговля.
Городище Костешты.
Золотоордынское название этого города неизвестно. Его остатки находятся у с. Костешты Яловенского района Республики Молдова. Полученные при раскопках материалы характеризуют город как достаточно крупный ремесленный и торговый пункт, по всей видимости, игравший роль административного центра окружавшего его района. Это, в частности, подтверждает открытие значительного по размерам (600 кв. м) каменного здания и построек с водопроводами из керамических труб. На юго-западной окраине городища были открыты роскошные мусульманские гробницы с арабскими надгробными надписями.
Городище Старый Орхей.
Расположено в Оргеевском районе Республики Молдова, вблизи сёл Требужены и Бутучены. Это один из самых крупных городов Золотой Орды. По мнению С.А. Яниной и Л.Л. Полевого, город носил название Шехр аль-Джедид, или Янги-Шехр, однако В.Л. Егоров ставит эту версию под сомнение.
Возникновение этого города, на основании нумизматического материала, следует отнести к началу XIV века. Многолетние раскопки позволяют отнести данный золотоордынский город к наиболее крупным административным и торговым центрам Пруто-Днестровского междуречья. Здесь обнаружен целый ряд фундаментальных построек общественного и религиозного характера, к наиболее видным из которых относится мечеть (площадью около 3000 кв. м), церковь, баня (площадью около 900 кв. м), остаток дворцового здания. Раскопки выявили и ряд жилищ рядового населения, отапливавшиеся типичными для Золотой Орды печами-канами. Особо следует отметить остатки оснований круглых юрт, стоящих среди городской застройки.
Между этими двумя городами проходила дорога, известная как «Большой путь», позднее – «Оргеевский путь» (это название долгое время сохраняла улица Оргеевская в Кишинёве, ныне улица Михай Витязул). У современной станции Вистерничены дорога пересекала реку Бык (в то время, очевидно, «Бююк» — «большой»), а сразу за мостом – «Молдавский путь», дорога от Сучавы в Тягянякяч (Тигина, позднее Бендеры) – золотоордынскую таможню на Днестре. Именно над этим перекрёстком на Мазаракиевой горе возвышался «Акбашев Кешенев» — что можно расшифровать, скорее всего, как «беловерхий замок». Именно в такой форме встречается его первое упоминание в 1436 году в молдавской летописи на славянском языке. Наиболее правдоподобной версией этимологии этого названия является персидское слово «кесене» — замок, дворец. Татары пользовались фарси, наряду с арабским, как официальным языком. Одним из подтверждений золотоордынского наследия является тюркское название некогда западного предместья Кишинёва, а ныне одного из городских секторов – Буюканы.
Значение этих четырёх рассмотренных золотоордынских городов Пруто-Днестровского междуречья не было одинаковым в политической и экономической жизни региона. Аккерман и Килия являлись крупными центрами международной торговли, обеспечивавшими экспорт продукции из глубинных районов Золотой Орды. Окружённые степными кочевьями, они не имели в своём подчинении округи с оседлым населением. Поэтому оба города представляли собой самостоятельные политико-административные единицы.
Существенно отличались от них два других города, находившиеся в центральной части Пруто-Днестровского междуречья. Располагаясь в зоне интенсивной земледельческой культуры, они были окружены многочисленными сельскохозяйственными поселениями. В настоящее время на территории описываемого района зафиксированы остатки нескольких десятков таких небольших деревень, которые и составляли административные округа, центрами которых были города, обнаруженные вблизи Костешт и Требужен. В целом район Пруто-Днестровского междуречья по своей природной и производственной характеристике представлял собой в XIV веке самостоятельную политико-экономическую единицу.
В 60-е гг. XIV века произошли крупные территориальные изменения в западных районах Орды, первое из которых было связано с образованием в 1359 году новой политической единицы – Молдавского княжества. Удачно воспользовавшись внутренней смутой в Золотой Орде, молодое Молдавское княжество предприняло наступление на восток, закончившееся полным выдворением монголов за Днестр. Материалы раскопок свидетельствуют, что все золотоордынские поселения на этой земле (города, посёлки и деревни) были уничтожены в результате военных действий в 60-х гг. XIV века. Вынужденное отступление монголов за Днестр подтверждают и данные нумизматики: золотоордынские монеты здесь исчезают в 60-х гг. XIV века. В Пруто-Днестровском междуречье настал новый период – молдавский.
Однако история золотоордынских кочевников и их потомков в Пруто-Днестровском междуречье на этом не закончилась. После того как турецкий султан Сулейман II в 1569 году уступил Буджакскую степь крымскому хану, здесь поселилась одна из ногайских орд – Белгородская орда, или Орда малых ногаев. Во главе этой орды стоял мурза, имевший резиденцию в Каушанах. Белгородская орда подчинялась крымскому хану, вассалу Порты. В 1770 году Белгородская орда перешла под протекторат России. Вскоре, после того как кочевники были переселены царским правительством в степи Приазовья, Белгородская орда прекратила своё существование.
Историк П.М. Шорников назвал взаимоотношения молдаван и тюрков «несостоявшимся симбиозом». По его мнению, отношения между молдаванами и татарами были отношениями войны или вооружённого мира. Имевший между ними место торговый обмен не стал ключом к преодолению взаимного этнокультурного отторжения. Историк считает, что тюркское влияние на молдавскую культуру проявилось, главным образом, в проникновении в молдавский язык ряда тюркских слов.

Владимир Букарский

Доклад к международной научно-практической конференции «Россия и Монголия: вехи истории», Ярославль, 2019

Иллюстрации к докладу:

 

 

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>