О лекториуме «Белой индии» в музее Востока
Возвращение в Эдем
Отметим ещё одну (онтологическую) грань «звериного стиля». Согласно изначальному скифскому мировоззрению – звери – это боги…
Провалится в собственное «звериное» бессознательное, чтобы найти на его дне голубой цветок…
Так начал лекцию о «зверином стиле» писатель и этнограф Павел Зарифуллин.
Так в Музее Востока на Никитском бульваре началась презентация книги этого интереснейшего автора. Книги с разрезающим мир названием:
«Звериный стиль Ивана-Царевича»…
И всё это под восточническую музыку «Евразийского дуэта» Антонио Грамши и Оксаны Дакиновой, которые играют на бубнах, барабанах, домбрах и бьют по калмыцким гуслям особыми мягкими палками…
О, да! Звери – боги, Звери — дольнее воплощение горнего! Азбука и прозрения скифского «звериного стиля» есть прикосновение к Божественному через Звериное. Есть популярная этнографическая идея о том, как появились в этом мире домашние животные: кони, собаки, овцы, попугаи.
«Во время оно» доисторические охотники, убивая матёрых зверей, дарили их детёнышей своим детям. Так завязывалась странная, непредусмотренная охотничьим бытием, дружба. Детское братство детей и зверей. Малыши вырастали вместе и больше не расставались. Так родилось скотоводство и ветхозаветное кочевание со стадами и псами.
Звериный стиль — это страна детских игр. Мальчиков и девочек, котят, кутят и барашек. Когда и хищник и агнец счастливо существуют вместе. И попасть Туда, «Домой!», можно лишь одев звериные маски, напившись львиного молока, правильно назвав собственные тотемические имена на «птичьем языке». Укачав Мишку и Ослика на кроватке.
Звериный стиль — это наше Возвращение в Эдем.
Ремикс Апулея
Подобными поэтическими прозрениями Павел Зарифуллин очаровал и фасцинировал зал. Но после прочтения книги появилось ощущение, что многие вещи Павел оставил за кадром. Книга очень многоплановая, многоуровневая.
Ведь провал человека в «Звериное» это и гигантская личная трагедия: героя, автора, читателя или даже народа. Герой зарифуллинской «поэмы в прозе» Иван-царевич проваливается во тьму, пристаёт к тотемической стае, одевается в волью шкуру и птичьи перья, путешествует по мирам покойников.
В итоге герой (вполне себе авторское «альтер эго») погибает, истончается По-ту-сторону Света, не может выбраться из лабиринта, из потока психотравм и бесконечных своих экзистенциальных поисков.
Тогда на помощь Ивану-царевичу приходит сказочная Царевна-краса, водой молодильной его омывает, косами из подвала вынимает. Рассказ о Золотой бабе-спасительнице словно бы воспроизводит сюжет «Метаморфоз» Апулея. Когда, обращённый в ослиную шкуру, герой возвращается в человеческий облик богиней Любви.
Потому в книге, в рассказах Зарифуллина кипит жизнь. И не только воспеваемой им Скифии или русской сказки. В книге живёт аллюзия, намёк, дуновение Античности. Наполненной божественной красотой, подвигами, магией, триумфом этики и эстетики.
О сходных темах повествовали и друзья Зарифуллина по лекториуму «Белая индия»: путешественник Олег Шишкин и афганский посол Гулам Сахи Гайрат.
Рассказ Шишкина состоял из бесконечного, как дорога, потока слайдов, иллюстрировавшего путешествия Олега по Великой Степи, развалинам столицы Чингисхана Хар-Харин, волшебных (там даже свет земли особый — синий) монгольских озёр, среди детей, зверей и странных людей. Фотографии Шишкина добрые, счастливые и родные. Они радуют и веселят зал.
Детектив в «Зверином стиле»
Гулам Сахи Гайрат (надо понимать, ради презентации приехавший к своему другу Зарифуллину специально из Кабула) поведал ещё об одной «звериной» и античной находке. О знаменитом «Золоте Бактрии», история приключений которого напоминает добротный детектив.
«Золото Бактрии» — золотые предметы, найденные в 1978 г. в Афганистане, в городище Тилля-тепе, при раскопках кушанских царских захоронений I века до н. э.
Раскопки производила советско-афганская археологическая экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. В каждом из шести захоронений обнаружили около трех тысяч золотых изделий. Всего было найдено около 20 тыс. золотых предметов — золотые украшения, золотое оружие в «зверином стиле». Найденные золотые изделия были помещены в Кабульский Национальный музей.
В 1989 г. в связи с кризисной ситуацией в стране по распоряжению президента ДРА Мохаммада Наджибуллы золотые изделия были перемещены в хранилище Центрального Банка Афганистана. После свержения Наджибуллы в 1992 г. ключи от хранилища находились у пяти человек, пяти афганских джентльменов из старинных семей, одним из которых был директор Национального музея Омар Хан Массуди. Для открытия хранилища требовались все пять ключей одновременно. Их хранители договорились, что если кто-то из них умрёт, то ключ перейдет к старшему ребёнку этого человека. Захватившие Кабул в 1996 г. талибы пытались получить у хранителей сведения о местонахождении сокровища, но, несмотря на угрозы, им этого не удалось.
В 2003 г. о местонахождении бактрийского золота было официально сообщено. С декабря 2006 по апрель 2007 г. коллекция выставлялась в Париже под названием «Афганистан, заново открытые сокровища». В самом же Афганистане по соображениям безопасности коллекция никогда не демонстрировалась!
Только Восток
Шедевры «звериного стиля» продолжают волновать наших современников, вокруг них крутятся водовороты войн, интриг, новоявленной мифологии.
С этой точки зрения, книги и идеи Павла Зарифуллина, смотрятся и как проживаемый на наших глазах кино-роман, как духовное знание на стыке политики и философии, где-то между интуициями Рериха и озарениями сибирских шаманов.
Пожелаем нашим друзьям из «Белой индии» и музея Востока дальнейших творческих удач, ну а Зарифуллину — новых книг. Они настолько необычны, оригинальны, метафоричны и роскошны, что в нашу худую эпоху внушают людям радость и энтузиазм.
Наш автор утверждает, что Восток — это ключ от русской судьбы!
Тогда — только Восток и Звериный стиль!
Иван Пресвитеров
А вот, что написали слушатели по итогам вечера. Добавим их впечатления:
Дмитрий Федотов (Якутия):
«Травоядные символизировали солнце, а хищники тьму. Тьма поедает свет, а после вновь рождает его заново». Так говорит Зарифуллин. Все же у меня не выходит из головы мысль, о символе нашего центра — лев. Лев, оказывается, как хищник, все же олицетворяет тьму! Следовательно, наш центр, близок к темному, нежели к солнечному! Вот поэтому то, в прошлом году в Этномире, я предлагал символом Гумилевского Центра Лошадь, Белая лошадь, подарок Бога Солнца. У Лошади больше пространства, нежели у Льва. Коммуникационное пространство земли, можно объехать, только на лошади, нежели на льве. Получается, что мы поедаем солнце. Помните про сказку о крокодиле, который проглотил солнце! Что вы скажете на это господа и госпожи!
Александр Чаленко (Киев-Донецк-Москва):
Опять Евразия, опять скифы, опять степи, опять иранские племена…
Самоназвание скифов — саки, что в переводе означает «олени». Олень — тотемное животное скифов.
Интересно, Александр Ходковский (батальон «Восток», Новороссия), у которого позывной «Скиф», в курсе этого?
Хайреддин Айденбаш (Москва-Стамбул):
Bugün Gumilev Center (Центр Льва Гумилева) tarafından Moskova’daki Doğu Sanatları Müzesi’nde (Музей Востока) tertip edilen doğu müziği dinletisi ve doğu sanatları (Hayvan Stilleri) söyleşisine davet edildim. Etkinlik öncesinde Pavel Zarifullin (Павел Зарифуллин) Bey ile buluşarak sohbet ettik. Sevgili Pavel’in ve Lev Gumilev Araştırma Merkezi’nin Türk-Rus Dostluğu’na sundukları katkıların artarak devam etmesini diliyorum.
Сегодня меня пригласили на лекцию о зверином стиле в искусстве Востока, которая была организована в московском Музее Востока Центром Льва Гумилева. До начала мероприятия мы встретились с Павлом Зарифулиным. Я надеюсь, деятельность Павла и Центра Льва Гумилева будет способствовать укреплению российско-турецкой дружбы.
Исраэль Шамир (Стокгольм-Москва-Иерусалим):
Центр Льва Гумилева стал заметной организацией под руководством Павла Зарифуллина, который некогда возглавлял «Евразию» вместе с Александром Дугиным, но с тех пор их пути разошлись. Теперь Зарифуллин проповедует скифство («Да, скифы мы»), дружбу с Востоком, мистическую Белую Индию, искусство Тибета и прочие тайны Внутренней и Внешней Монголии, но без заигрывания с крипто-фашизмом. Его круг – один из самых живых и интересных в неформальной Москве. Они собираются в Музее Востока на Никитском бульваре.
Надежда Антипова (Москва):
Евгений Васильевич Цуцкин снова смотрит на меня с небес. И ведет замысловатыми тропами судьбы, вопросов, ответов и чудес. …Сегодня был Чудный вечер: презентация книги Павла Зарифуллина «Звериный стиль Ивана-Царевича». Это была могучая медитация..воплощение..уход в глубину себя и ощущение частью Мира. Мой мир разрывается от эмоций и откровений сейчас..как жаль, что я не писатель, не художник и не музыкант…вся эта красота рвётся наружу, но совершенно нет инструментов ее воплотить… А дело вот в чём…Сначала…Антонио Грамши и Oksana Daki чудомузыкой из глубины тысячелетий создают образ всей живой природы…каждый оттенок звука..это биологический процесс, действо, всё: деление клетки, суматоха протистов, свист орла, прыткий зайчик, свист ветра, капли воды формирующей геологическую историю Земли….всё то, что человечество поколениями чувствует и несет в себе, как самый ценный дар бытия, саму суть. Для физиков это, наверное, просто процесс…волны. А для меня в этот момент- язык планеты, вселенной. И сердце откликается мгновенно( оно ведь тоже живет волной, поэтому чувствует это не хуже мозга, ..а опять физика…). Дальше сознание требует формы..и вот Павел рассказывает о своей книге..так тонко, нежно, как о самой прекрасной деве на свете..он говорит о хищниках и травоядных в метафизическом и самом прямом смыслах. Рисует потрясающие образы детей и животных, процесс одомашнивания..процесс взросления общества.. а у меня, как у биолога…тут же возникают Продуценты, консументы 1 и 2 порядка, редуценты…закон сохранения энергии..ее передачи (биология..биология..бац-опять физика(!). Наступает полный уход в астрал (как когда-то давно в 2003, когда путник-монах Аюша в степи у Иволгинского Дацана рассказывал нам с Никитой Миропольским про звёзды..про Семь мудрецов, стариков…про их судьбу)…и чудо…вечер продолжается образами и картинами монгольской степи ( бывает так..ты не успел подумать, а все уже рядом). И снова выход..ощущение всего вокруг..этих потрясающих людей, идей, мыслей, движений..музыки. Спасибо, друзья..это и есть настоящая жизнь…когда ты ее чувствуешь. Спасибо, Евгений Васильевич, вечная память..Вы рядом и говорите со мной..как и прежде о главном..о вечном..о настоящем!
И наш традиционный фотоотчёт: